Театральная Нарния. 10 постановок, которые переносят в другие миры
. Их можно посмотреть в Москве, Петербурге или онлайнПока любители фэнтези спорят, чья вселенная лучше удалась на экранах — «Дома драконов» или «Колец власти», по просьбе РБК Life Елена Свиридова, автор Telegram-канала «Что посмотреть?» и специалист в области театра, изучила десять театральных миров. Эти постановки можно посмотреть в Москве, Петербурге или онлайн: спектакли, мюзиклы, балеты и даже опера, которые погрузят на несколько часов (а то и дней) в другую реальность — со своими законами.
Спектакль-сериал «Тихий Дон»
Театр«Мастерская», Санкт-Петербург
Двухдневный спектакль по одноименному роману Михаила Шолохова. В основе постановки лежит роман-эпопея с детально проработанной вселенной. У зрителей в распоряжении два вечера по четыре часа, чтобы познакомиться с населением хутора и через личные истории героев рассмотреть эпоху. Каждое действие постановки пульсирует собственным ритмом и иллюстрирует часть цикла зарождения и разрушения мира. Все начинается с размеренной деревенской жизни, затем героев захватывает роковой вихрь Первой мировой, революции и Гражданской войны. И все же на фоне исторических событий главным для человека остается личное — счастье и любовь.
Спектакль-сериал «Три толстяка»
Зрелищный цикл из трех непоследовательных спектаклей-эпизодов. Режиссер и художественный руководитель БДТ Андрей Могучий сочинил сказку-антиутопию по мотивам романа Юрия Олеши, добавив в нее из коллективного бессознательного воспоминания о советском детстве и об образе страшного вождя народов.
Мир «Трех Толстяков» буквально не умещается на сцене. Например, в «Восстании», первой части цикла, под потолком театра выполняет трюки на канате революционер Тибул. Трилогия начинается мрачным событием: много лет назад в ходе секретного научного эксперимента на землю проник сгусток черной энергии. Теперь герои этой вселенной живут в хаотичном мире, полном бессмысленного зла. Перед ученым Гаспаром Арнери стоит непростая задача — найти пути уничтожения зла и возрождения цивилизации.
«Три страшных сестры»
Театр«Площадка 51», Санкт-Петербург
Мрачная хоррор-опера от андеграундного инди-театра в Петербурге. В основе постановки — вывернутый наизнанку библейский образ Троицы и миф о сотворении мира. Сакральное повествование превращено в бэд-трип. Спектакль начинается в абсолютной темноте задымленной комнаты. Происходящее подсвечивают вспышки стробоскопа, переходящие в световой террор. Атмосфера спектакля близка то ли к шумовым перформансам, то ли к кошмарам из детства. Если у вас повышенная тревожность, то стоит подумать дважды, прежде чем идти на этот спектакль. Он скорее подойдет тем, кто ищет в театре леденящих кровь переживаний.
Балет «Многогранность. Формы тишины и пустоты»
Михайловский театр, Санкт-Петербург
Биографическая постановка Начо Дуато о великом композиторе Иоганне Себастьяне Бахе. Один из самых известных спектаклей петербургской хореографической сцены, который идет в Михайловском театре еще с 2012 года. В отличие от классических и модерн-балетов в «Многогранности» художественные образы конкретны. Зритель может угадать биографические повороты жизни Баха и проследить отношение композитора к любви, творчеству и смерти. Пластический язык постановки легкий, буквальный — такой балет не скучно будет смотреть даже новичку. А сюжет на вторую виолончельную сюиту Баха, в котором танцовщик-композитор «играет» на танцовщице-виолончели, давно известен на YouTube и переложен на танцевальные номера различных шоу и конкурсов.
Мюзикл «Шахматы»
Московский дворец молодежи, Москва
Масштабная постановка о противостоянии двух держав — СССР и Америки. Режиссер Евгений Писарев собрал мультижанровое шоу с трехэтажными декорациями. С первых сцен внимание зрителя отдано массовым танцевальным номерам под яркий саундтрек, в котором можно угадать полдюжины стилей. В шоу звучат элементы рока, рэпа, классики, мотивы русских народных песен и даже тема из «Семнадцати мгновений весны». По размаху и амбициям постановка ближе скорее к представлениям Цирка дю Солей, чем к скромным театральным мюзиклам. И все же, несмотря на широкие режиссерские мазки, образы в «Шахматах» прописаны детально и четко, что в том числе отмечают 11 номинаций на «Золотую маску».
«Киса»
Театр«Приют комедианта», Санкт-Петербург
Добрый рок-н-ролльный спектакль Семена Серзина по главам «12 стульев», вырезанным цензурой. Режиссер смешал содержание советской социальной сатиры с формой ранних постановок «Гоголь-центра», с которым он сотрудничал. Получилась ода кутежам и беспечности Кисы Воробьянинова.
На сцене царит клубный китч: чего только стоит одна розовая меховая шуба главного героя и ширма в ванной из елочной мишуры. Легкий хаос в саундтреке и сюрреалистические лирические паузы снижают сатирический пафос «12 стульев». Постановка больше похожа на капустник или квартирник, чем на спектакль строгого академического театра. Результат — театральное воплощение лозунга режиссера — любителя абсурда: «Не будем относиться к жизни серьезно, пусть все будет как попало».
«Джульетта»
БДТ, Санкт-Петербург
Смелый эксперимент прибалтийских режиссеров Тийта Оясоо и Эне-Лиис Семпер по мотивам легендарной пьесы Шекспира. Этот драйвовый спектакль в спектакле возникает одновременно в пространстве театра (на сцене БДТ) и на экране (все происходящее транслируется в режиме онлайн на проектор тут же, на сцене). За три с половиной часа зритель увидит классических Ромео и Джульетту, постмодернистскую постановку и даже легкий стриптиз от ведущих актеров БДТ. Выбирая вселенную «Джульетты», вы покупаете билет не только в театр, но и на дискотеку: во время музыкальной вставки главная героиня исполняет всевозможные хиты о любви, а роскошные люстры театра мигают светомузыкой.
«Интертеймент»
Мистический телеспектакль знаменитого драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева. Работой всего двух актеров, самого Ивана и его жены Каролины Грушки, создается философское пространство, в которое зритель падает, словно в кроличью нору. Графические решения добавляют психоделии происходящему: изображения актеров мерцают как голограммы и заставляют усомниться в реальности этого мира. По сюжету это история любовного треугольника, размышление на тему нравственных вопросов супружеской верности. За фабулой постановки — высказывание о законах Вселенной и необъяснимых причинах, которые движут человеком.
Однократные балеты в МАМТе
МАМТ, Москва
Три коротких хореографических высказывания рисуют уникальные миры. Максим Севагин отправляет героев-танцовщиков на космический корабль, зависший в небытии после гибели цивилизации. Акрам Хан миксует современный танец с индийским классическим танцем катхак в поисках новых форм и смыслов. Шарон Эяль стремится дойти до сути движения, «стирая» пол у танцовщиков и конкретные стили в хореографии. Объединяет трио метаидея спасения в искусстве, творчестве, поиске.
Опера «Антигона»
OKKO или Театр-Театр, Пермь
Древнегреческая трагедия Софокла в интерпретации Жени Беркович и Романа Феодори. Это не классическая опера: в постановке звучит современная академическая музыка, написанная специально для труппы театра. Актеры не становятся поющими статистами, а продолжают играть в драматическом поле. Вместе с героями зритель оказывается в разрушенных после гражданской войны Фивах, попадая не только в ужасающее послевоенное пространство, но и на дебаты, горячо любимые в Древней Греции. Опера стремится показать с разных сторон противостояние государства и человека, не давая готовых ответов, а лишь ставя вопросы, как полагается театру.