Параллельный импорт косметики: что будет с ценами, выбором, подделками

. Привычные бренды не исчезнут с полок, но покупателей ждет немало нюансов
Обновлено 05 августа 2022, 11:46
Freepik
Фото: Freepik

4 августа 2022 года Минпромторг внес изменения в перечень товаров для параллельного импорта и дал согласие на ввоз в Россию парфюмерно-косметической продукции некоторых широко известных бьюти-брендов без разрешения владельцев данных торговых марок.

Из списка исключений, в частности, убрали марки Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Helena Rubinstein, Valentino, Giorgio Armani и Kerastase. В министерстве решение объяснили тем, что «в торговые сети поступает недостаточное количество товаров этих брендов».

РБК Life поговорил с ретейлерами и поставщиками и выяснил, что все это значит для покупателей.

Эдгар Шабанов
Эдгар Шабанов
Президент парфюмерно-косметической сети «Рив Гош»

«Мы не являемся активными сторонниками параллельного импорта, но в условиях одностороннего прекращения иностранными поставщиками исполнения обязательств по текущим контрактам организация поставок по схеме параллельного импорта является чуть ли не единственной возможностью обеспечить рынок востребованной продукцией.

Прогнозировать ситуацию с ценами в настоящий момент крайне сложно, поскольку многое будет зависеть от дальнейшего поведения поставщиков прямого импорта, потребительского спроса на данную продукцию и возможного выхода на российский рынок новых брендов и производителей.

Компания «Рив Гош», в свою очередь, предпринимает все необходимые меры для сохранения стабильного уровня ассортимента и обеспечения наших покупателей качественной и полюбившейся им бьюти-продукцией».

Денис Кондрашин
Денис Кондрашин
Коммерческий директор парфюмерно-косметической сети «Золотое Яблоко»

«Будет возможность ввоза и продажи косметических брендов без разрешения правообладателя. Соответственно, те бренды, которые объявили об уходе с российского рынка, могут вновь поставляться в магазины. Однако пока не понятна логика представленных брендов: в список входят в основном бренды сегмента «люкс», часть из которых и так оставалась на рынках.

Что будет с ценами? В ближайшей перспективе стоимость на товары, привезенные параллельным импортом, будет выше, чем обычно, так как в первое время будут неизбежно возникать проблемы с логистикой и сертификацией товара.

Связано ли это с дефицитом косметики? Безусловно, расширение списка брендов для параллельного импорта — это попытка восстановить объемы представленного в магазинах ассортимента, однако эта мера не решает полностью вопрос с дефицитом косметических средств.

Для параллельного импорта предоставляется усеченная ассортиментная матрица, так как дистрибьюторы готовы к поставкам лишь тех товаров, которые находятся в профиците».

Анна Дычева-Смирнова
Анна Дычева-Смирнова
Управляющий директор компании «ЭкспоВижнРус», компании-организатора выставки InSharmExpo

«Безусловно, тот факт, что правительство РФ разрешило параллельный импорт, означает, что на этот канал возлагается очень много надежд по снижению дефицита в продуктовой матрице, а также по поддержанию привычного ассортимента для российского потребителя. Возможно, отчасти так и будет. Однако нужно понимать, что в контексте косметики и парфюмерии параллельный импорт не сможет в течение долгого времени вот так «латать» ассортиментные дыры, пока не будет каких-то системных изменений.

К числу основных сложностей можно причислить следующие:

1. Параллельный импорт в полной мере будет работать только для брендов, которые полностью покинули российский рынок, а не приостановили работу.

2. Некоторые производители и владельцы брендов очень внимательно следят за тем, кому они отгружают товар, и фиксируют пункт назначения. Есть некоторые косметические компании, которые, уйдя с российского рынка, зафиксировали в договорах с дистрибьюторами либо представительствами объемы закупок (например, +10% к прошлому году), и им вряд ли удастся «протащить» те объемы, которые нужны для заполнения российского рынка.

3. Под прикрытием параллельного импорта на рынок может попасть контрафактная продукция.

4. Повышение цен на некоторые позиции из-за сложностей с доставкой и изменения логистических цепочек.

5. Неясность в обеспечении обучения и сервиса, а также информировании потребителя о новинках и системном продвижении продукции.

6. Не всю продуктовую матрицу и новинки можно привезти параллельно: самый ходовой ассортимент — да, а вот все остальное — совсем не факт.

Перед ретейлерами стоит более объемная задача — бесперебойные поставки и ассортимент. Многие розничные операторы считают, что более перспективно вводить новые бренды, чем замещать ушедшие при помощи параллельного ввоза. Скорее всего, на ценах и дефиците это напрямую не скажется. Дистрибьюторам и рознице нужно дать время подготовиться к сезону активных продаж — к осени. А как дальше будут развиваться события, покажет время».

Владимир Давиди
Владимир Давиди
Глава компании Esterk Lux Parfum, один из крупнейших дистрибьюторов селективных ароматов и средств ухода в парфюмерно-косметические сети России, владелец розничной сети Molecule, предприниматель, инвестор

«Я вижу в параллельном импорте парфюмерно-косметической продукции три главные проблемы.

Первая: параллельный импорт — это всегда открытые ворота для контрафакта. Он всегда был и будет, только сейчас в увеличенном масштабе. Заинтересованные люди уже активно начали над этим работать, и подделки планомерно наводняют рынок под видом параллельного импорта — парфюмерия, шампуни, кремы, зубные пасты. Особенно в этом плане будут активничать Болгария и Румыния. Даже в Санкт-Петербурге есть заводы, на которых производятся подделки. Наша компания постоянно с этим сталкивается, активно борется, но все равно натыкается на новые случаи. Совсем недавно столкнулся с подделкой аромата Mango Skin от бренда Vilhelm Parfumerie из собственного портфолио. Вместо 20 тыс. руб. он стоил 1,8 тыс. руб., а в названии не хватало одной буквы.

Вторая проблема касается срока годности: на волне параллельного импорта будет в большом количестве приходить просроченный товар от иностранных дистрибьюторов, для которого будут переклеиваться этикетки. На своей территории они его продавать уже не смогут, и вместо того, чтобы утилизировать, его отправят в Россию.

Также надо понимать, что чем больше низкопробной поддельной или просроченной продукции, тем больше проблем с кожей у тех потребителей, которые будут такую продукцию приобретать.

Наконец, никакой параллельный импорт не сможет обеспечить нужный объем товаров, на которые у нас есть активный спрос. Сами посудите: в России надо снабдить население в 145 миллионов человек. А, допустим, страна с населением в 2-5 миллиона человек, которая является дистрибьютором «народных» марок, таких как Chanel, Dior и других, получает лишь 50 штук помад каждого оттенка. Сколько они со своим «размахом» должны отдать России? 20 штук? Смешно.

Давайте начистоту: незаменимых брендов нет. Кроме того, объективно бьюти-продукции на российском рынке более чем достаточно. Кто принял решение покинуть рынок, ушли, но, кстати, все равно до сих пор думают, как им продолжить работу с нашей страной. Но те, кто остался, а таких немало, будут и дальше вкладываться в маркетинг и в кризис только улучшат свои позиции.

Мое резюме: параллельный рынок не будет работать должным образом — вместо этого будет процветать контрафакт. Поэтому сейчас самое время мыслить шире: в частности, обратить более пристальное внимание на альтернативные бренды, которые изначально остались на рынке.

Например, наша дистрибьюторская компания Esterk Lux Parfum, которая самостоятельно завозит и эксклюзивно представляет на рынке как парфюмерные, так и косметические марки, сейчас еще больше расширяет свой портфель, усиленно снабжая крупные розничные сети и собственные бутики Molecule. Поэтому перед нами проблема массового исхода зарубежных бьюти-брендов не стояла в принципе: кто был с нами изначально, те и остались.

Главное, помнить: выход есть всегда. Поэтому надо не жаловаться, а идти дальше — избавляться от шаблонного мышления и расширять кругозор».

Поделиться
Авторы
Теги