Как художники превращают мусор в арт-объекты
. Птицы из автозапчастей и пластиковых ложек, скульптуры из пивных банокБолее века назад художники, отринув принцип «не выноси сор из избы», начали использовать в качестве материалов для своих произведений выброшенные на помойку вещи. Первыми к этому пришли, разумеется, авангардисты, стремившиеся перевернуть представление людей об искусстве.
В 1913 году дадаист Марсель Дюшан создал свой первый реди-мейд (от англ. ready-made — готовый) — «Велосипедное колесо», а в 1917-м — представил на суд публики скульптуру под названием «Фонтан». Обыкновенный фарфоровый писсуар, скрывавшийся под этим звучным названием, вызвал немало споров в Обществе независимых художников и на его выставку не попал — что, однако, не помешало творению француза в 2004 году получить звание величайшего произведения своей эпохи.
За последние сто лет джанк-арт (от англ. junk — мусор) стал самостоятельным жанром, а произведения творцов этого направления можно встретить как в самых известных музеях мира, так и на улице. В XXI веке трэш-арт (от англ. trash — мусор) перестал быть причудой эпатажных художников: с его помощью внимание публики привлекают и к существующим проблемам общества.
Участники фестиваля KinAct в Конго в 2019 году своими костюмами из мусора наглядно отобразили проблемы утилизации мусора, поддельных лекарств, утраты национальной идентичности и даже отсутствие доступа к электричеству, которое до сих пор получают лишь 19% населения страны.
Нада Тсибвабва позирует в костюме робота, который он собрал из старых мобильных телефонов. Фото сделано в районе Матонге, в Киншасе, Конго. В этой стране ведется крупнейшая добыча минерала колтана, который используется при производстве мобильных телефонов и другой электроники.
Британец Птолемей Элрингтон собрал целый зверинец из автомобильных запчастей, найденных им на обочине. Рыбы, птицы, насекомые и млекопитающие нередко щеголяют логотипами брендов и царапинами, которые скульптор намеренно не скрывает — по его мнению, эти «шрамы из прошлой жизни» спиц и ступичных колпаков добавляют его произведениям шарма.
Его соотечественники, Тимоти Нобл и Сьюзен Вебстер, пошли иным путем. Их работы можно понять лишь при правильном освещении. Инсталляция «Грязный белый мусор (и чайки)», материалы для которой художники скрупулезно копили в течение шести месяцев, на первый взгляд ничем не отличается от того, что вы можете увидеть, перевернув мусорный бак. Однако при верном освещении тень от кучи упаковок и пакетов отображает реалистичные силуэты Тима и Сью, сидящих друг к другу спиной. Художники создали целую серию подобных произведений, используя всевозможные материалы, начиная от сломанных солнечных очков и заканчивая старыми чучелами животных из коллекции отца Нобла.
Американец Ноа Деледда стал известен благодаря своей методике превращения выброшенных алюминиевых банок в произведения искусства. Дело в том, что единственный инструмент художника — его ловкие пальцы и бесконечное терпение. С их помощью он создает уникальные скульптуры, которые успешно продаются за тысячи долларов.
А вот уроженку Японии Саяку Ганц к созданию трэш-арта подтолкнули более возвышенные причины. Синтоисты с древних времен заботятся о природе: по их мнению, у всех предметов есть духи, которые страдают, если их выбрасывают раньше времени. В руках Саяки скачут в новую жизнь пластиковые ложки, расправляет орлиные крылья кухонная утварь и даже старым проводам от аккумуляторов находится место в этом круге жизни.
Но скульптурами и инсталляциями этот жанр не ограничен: в частности, всемирно известный португальский художник Артур Бордало II прославился, совместив мусорное и уличное искусство. Его муралы, один из которых находится в Москве, издалека кажутся обычными творениями стрит-арта. Однако, подойдя ближе, можно разглядеть, из чего на самом деле состоят объемные картины. Чаще всего это выброшенные детали машин, но, например, зеленый хамелеон на территории завода «Флакон» состоит из садовых инструментов. Изображая животных при помощи мусора, который становится причиной их гибели в природе, Бордало, как и многие другие создатели трэш-арта, привлекает внимание к необходимости рациональной переработки и утилизации отходов.
Вне зависимости от того, вызвало у вас мусорное искусство восторг или отвращение, художники добились своего. Ведь сочетание неприглядной стороны антропогенного воздействия на планету и эстетической составляющей реалистичных и фантастических работ, создаваемых в жанре трэш-арт, продолжает шокировать и провоцировать размышлять о вечном даже спустя сто лет.