Почему бодипозитивная пляжная кампания в Испании обернулась скандалом
. Оказалось, что художница дорисовала ногу девушке с протезом (и не только)В конце июля Министерство по вопросам равноправия Испании запустило бодипозитивную летнюю кампанию, призывающую женщин разного телосложения и цвета кожи не стесняться выходить на пляж. Она получила название «El verano tambien es nuestro» («Лето и наше тоже») и содержало изображение пяти девушек: со стандартной фигурой, размера плюс, темнокожей, в возрасте и перенесшей мастэктомию — она позировала топлес.
«Все тела — тела для пляжа, — прокомментировала кампанию Ионе Беларра, лидер партии «Падемос» и действующий министр по социальным правам и повестке. — Все тела требуют уважения, и мы имеем право наслаждаться жизнью такими, какие мы есть, без вины и стыда. Лето для всех!»
С ней согласилась Антония Морильяс, глава Испанского женского института, который принимал активное участие в разработке бодипозитивной инициативы. «Разнообразные тела, свободные от гендерных стереотипов, занимающие все пространства. Лето тоже принадлежит нам. Свободные, равные и разнообразные», — написала она в Twitter (сейчас этот твит удален).
Кампания быстро завирусилась: о ней написали The Guardian, BBC, Bloomberg, The Huffington Post и The Independent, часто сопровождая новость положительными реакциями из соцсетей. Например: «Люблю эту новую кампанию в Испании. Мне до сих пор трудно забыть те плакаты с надписью «тело готово к пляжному отдыху» на телевидении несколько лет назад. Было бы неплохо заменить их в моем сознании на это» или «Я отключилась от Twitter, так как нахожусь в отпуске (в Испании!), но вернулась, чтобы отпраздновать замечательную испанскую кампанию. Да, Испания! Все тела правильные и красивые. Покончим с фэтфобией и осуждением. Замечательное фото, включая мастэктомию».
Над фото с дорисованным пляжем работала художница Arte Mapache, которая специализируется на бодипозитивном арте. По крайней мере, на это намекают описания в ее ныне закрытых соцсетях (лозунг «Искусство несогласия» и аватарка с моделью плюс-сайз) и на неработающем сайте («…с помощью иллюстрации стремится показать разнообразие тел, нарушить правила и породить другие невидимые реальности»).
Однако в случае с Arte Mapache фраза «нарушить правила» — это не красивая метафора, а суровая правда. Спустя несколько дней после выхода кампании одна из ее героинь — британская модель афроамериканского происхождения Ньоме Николас-Уильямс — заявила, что не давала согласия на использование своего изображения. Оно было взято из ее Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta Inc., которая в России признана экстремистской организацией и запрещена).
«Сначала было приятно увидеть свое изображение, но потом я обнаружила, что оно было использовано для кампании, и тогда почувствовала раздражение, потому что меня даже не спросили, согласна ли я принять в этом участие», — прокомментировала ситуацию Николас-Уильямс в разговоре с The Guardian. Модель добавила, что была бы признательна, если бы у нее запросили фотографию и заплатили за ее использование, но еще лучше — если бы провели полноценную фотосессию.
В ответ на обвинение Arte Mapache опубликовала тред в Twitter, в котором принесла извинения перед моделями за то, что «вдохновилась их фотографиями», а также за использование нелицензионного шрифта. Художница добавила, что готова разделить свой гонорар за постер между всеми героинями, однако предупредила, что получила за него не €88 тыс., как сообщалось, а всего €4490, к тому же ей нужно было оплатить лицензию на печать.
Ньоме Николас-Уильямс приняла извинения и предложение разделить гонорар, а Женский институт заявил, что знает о проблеме и поддерживает контакт с художницей. «Спасибо за ваш активизм против фэтфобии и за то, что вы признали свою ошибку», — написали представители организации в Twitter. Но на этом скандал не закончился. Оказалось, что на постере был дорисован не только пляж.
Спустя неделю после появления кампании ее увидела другая героиня, Сиан Грин-Лорд, — на постере она изображена в левом нижнем углу, лежа на полотенце в цветочном купальнике и с коктейлем. В реальной жизни у девушки нет одной ноги — после того, как ее сбило такси в 2013 году, она передвигается на протезе. Но Arte Mapache решила вернуть Сиан Грин-Лорд потерянное. «Одно дело — использовать мое изображение без разрешения, и совсем другое — ретушировать мое тело, тело с протезом ноги. Я даже не знаю, что сказать, но это неправильно», — выступила модель.
Еще через день, вечером 1 августа, The Guardian опубликовала комментарий третьей участницы кампании, Джульет Фитцпатрик, которая представляет женщин, переживших рак молочной железы. «Лицо напоминает мое, но это не мое тело, — заявила она. — Здесь есть одна грудь, а у меня она полностью удалена».
Впрочем, Фитцпатрик больше возмутило не «скрещивание» своего лица с чужим телом, а то, что она не давала разрешение на использование фото топлес. «Вся работа, которую я проделывала в других кампаниях, была очень жесткой в плане авторских прав. Вот так брать и менять фото недопустимо».
Представители Испанского женского института извинились перед тремя девушками, разослав им электронные письма. В них сказано, что разработка кампании не предполагала использования реальных моделей. Художница должна была их придумать. Институт считает себя потерпевшей стороной и занимается урегулированием конфликта. Например, рассматривается возможность организации фотосессии, которая бы точно повторяла плакат, как это предлагала сделать Ньоме Николас-Уильямс.
Тем временем мнение двух других участниц бодипозитивной инициативы неизвестно. Вполне вероятно, что и они заявят о правах на собственные изображения.