Хагги Вагги и Кисси Мисси сняли с продажи. Что не так с игрушками

. Мы выяснили у психотерапевта
Обновлено 29 декабря 2022, 15:42
OZON
Фото: OZON

Сразу несколько крупных интернет-магазинов сняли с продажи популярных у детей плюшевых монстров Хагги Вагги и Кисси Мисси. Это произошло после проверки Роскачества, в результате которой в почти 90% исследованных изделий было зафиксировано превышение допустимого содержания фенола и других токсичных веществ. При регулярном контакте с такой игрушкой, предупредили в ведомстве, ребенок может стать сонливым, начать страдать головными болями и головокружениями.

Ранее в Роскачестве озаботились тем, насколько Хагги Вагги безопасны для детской психики. Игрушки выглядят и правда жутковато: они представляют собой антропоморфное тельце с желтыми лапками. На лице — выпученные безумные глаза и широкая улыбка с острыми зубами. Но почему все это только притягивает детей? Рассказываем с самого начала.

Это обновленный текст. Впервые он вышел 28 июля 2022 года.

Как появились Хагги Вагги и Кисси Мисси

Изначально был только Хагги Вагги (от англ. hug — «объятие»). Это антагонист первой главы хоррор-игры Poppy Playtime, изданной американским инди-разработчиком MOB Games в октябре 2021 года. Сначала вышла версия в Steam для Windows, а затем, в 2022 году, мобильная — для Android и iOS. Сюжет рассказывает о бывшем сотруднике ныне заброшенной фабрики детских игрушек, который получает письмо от пропавших коллег, отправляется на их поиски и по пути решает множество головоломок. Отпирая одну из дверей, игрок встречает Хагги Вагги — гуманоидного талисмана фабрики, который начинает гоняться за ним, как в самом страшном сне. Поймает — съест. Справиться с Хагги Вагги можно, только проявив смекалку. Во второй главе герой встречается с новым антагонистом — Мамочкой Длинные Ноги (Mommy Long Legs), однако ей с популярностью в реальном мире повезло чуть меньше.

Почему? Все дело в том, что на создание плюшевых игрушек в виде Хагги Вагги повлияла не сама Poppy Playtime, а ролики так называемых летсплееров — видеоблогеров, которые демонстрируют и комментируют процесс прохождения игры. Это один из самых популярных жанров на YouTube: его ярчайший представитель, шведский летсплеер Пьюдипай (он же Феликс Арвид Ульф Чельберг), на сегодняшний день имеет 111 млн подписчиков, а его видео в среднем смотрят 3 млн человек.

В России жанр представляет в том числе видеоблогер Скорти, на которого подписано более 7 млн человек. В конце 2021 года он начал выкладывать процесс игры в модификацию GTA V, в которую смог загрузить модель Хагги Вагги разных цветов — не только оригинального синего. Забавные комментарии летсплеера — «У нас пропал синий Хагги Вагги», «Нашему Хагги Вагги тысяча лет» или «Смотри, это бабушка Хагги Вагги» — завирусились в TikTok. Под эти звуки юные тиктокеры снимают видео о разнице поколений, пропаже вещей и о грустных или неловких ситуациях в жизни.

Помимо мемов, на платформе стали появляться мастер-классы по тому, как нарисовать или сшить Хагги Вагги, просмотры которых нередко превышают планку в 3 млн. В какой-то момент Хагги Вагги обрел розовую подружку Кисси Мисси (от англ. kiss — «поцелуй»). В Poppy Playtime ее нет (если не считать похожего изображения на плакате), это творчество фанатов, которые романтизировали хоррор-персонажа. Однако дети просят купить их исключительно вместе, проводя родителей за ручку через все пять стадий модели Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, принятие.

Где продавались Хагги Вагги и Кисси Мисси

Спрос породил предложение: в какой-то момент онлайн-магазин Wildberries выдавал по поиску «Хагги Вагги» более 36,4 тыс. предложений, а по поиску «Кисси Мисси» — более 21 тыс. Это не только плюшевые игрушки разных размеров и цветов (да, кроме розовых и синих вариантов, есть черные, зеленые и даже с тигровым окрасом), но и резиновые брелоки-антистресс, одежда с изображением монстров и настольные игры по мотивам Poppy Playtime. Что касается цены, то игрушку высотой 40 см можно купить за 200–300 руб., а метровых Хагги Вагги и Кисси Мисси — за 1000 руб. Впрочем, одной покупки детям бывает недостаточно — они стремятся собрать коллекцию, как это было, например, с попытами.

Почему Хагги Вагги и Кисси Мисси так нравятся детям и не опасны ли они

Кристо ван Меер
Кристо ван Меер
врач-психотерапевт

«На то, что такие игрушки кажутся детям привлекательными, влияет несколько факторов. Во-первых, ребенок может прорабатывать свой страх через телесные ощущения мягкости при наличии достаточно угрожающего вида игрушки. Например, одно дело — потрогать живую змею и совсем другое — плюшевую. Во-вторых, влияет повсеместная распространенность игрушек и продолжающаяся популяризация самих героев: из игры на телефонах Хагги Вагги перекочевал в невероятно популярную среди детей и подростков социальную сеть TikTok, а фанаты этой игры на YouTube создают песни, темы и микроклипы с многомиллионными просмотрами. Также не стоит забывать о том, что дети могут ассоциировать себя с такими игрушками: кто-то чувствует себя плохо внутренне, кто-то замечает в себе схожие качества, а кто-то использует игрушку как защитный талисман.

Сами игрушки как физический объект, разумеется, не опасны. Опасными могут быть истории персонажей, по образу которых они сделаны. Так как в оригинальной игре Хагги Вагги — антагонист, который постоянно преследует игрока, разгадывающего загадки и решающего пазлы по мере продвижения к своей цели, взрослым следует задать ряд уточняющих вопросов, которые подразумевают развернутый ответ ребенка. Например: «Почему тебе нравится этот персонаж?», «Знаешь ли ты, откуда он и какую роль выполняет?», «Откуда ты о нем узнал(а)?». В зависимости от полученных ответов родитель уже сможет понять, стоит ли ему волноваться за психику ребенка. Кроме того, хотелось бы отметить, что у Poppy Playtime есть возрастное ограничение (на странице игры в Steam оно не указано, но похожие игры на сервисе рекомендуются лицам, достигшим 18 лет. — РБК Life). У маленьких детей такие продукты могут вызвать расстройство сна и приступы тревожности».

Как долго продлится популярность этих игрушек

Интерес детей ко многим игрушкам, навязанный рекламой по телевизору или роликами на YouTube, быстро пропадает. Например, еще недавно все охотились за желтой плюшевой уточкой Lalafanfan и игрушками по мотивам мультсериала «Леди Баг и Супер-Кот», но уже сегодня они перебрались на верхние полки шкафов, освободив места для новых персонажей.

Кристо ван Меер отмечает, что детская привязанность к игрушкам, ровно как и любовь взрослых к некоторым вещам, напрямую связана с эмоциями, которые они вызывают или вызывали, с ситуациями или людьми, о которых они напоминают, и с переживаниями, с которыми они помогли справиться. Так что, если для ребенка Хагги Вагги — это не просто очередной каприз, а лучший друг, есть вероятность, что он останется с ним надолго.

Поделиться
Авторы
Теги