Историк разгадала загадку Меленского диптиха
. Смысл полотна меняется, если наложить его половины друг на другаНа Меленском диптихе картины Жана Фуке нашли ранее неизвестное изображение. Его обнаружила немецкий историк Монья Шунеманн, сообщает пресс-служба Технологического университета Хемница. Исследовательница выяснила, что смысл полотна меняется, если наложить его половины друг на друга.
На левой половине диптиха изображен Шевалье и его покровитель святой Стефан, а на правой — дева Мария, Иисус и ангелы. Историки считают, что роль девы Марии выступила фрейлина Агнесса Сорель, фаворитка Карла VII. Историк изучала картину и заметила, что положение некоторых элементов на левой и правой половине диптиха совпадало. Шунеманн полагает, что некоторые из них были несколько раз перерисованы художником для идеального совпадения.
«Когда я смотрела на левую половину диптиха, я начала думать о композиции всей картины и в этот момент меня осенила мысль. Я сразу же сделала зеркальный эскиз правой половины диптиха и наложила его на первую часть, где изображена Мадонна. Это показало скрытое изображение, которое нельзя увидеть на развернутом диптихе», — сообщила научный сотрудник TUC Монья Шунеманн.
При наложении проявилась картина, где дева Мария кормит грудью склонившегося перед ней Этьена Шевалье, а Иисус при этом смотрит ему в сердце. Исследовательница считает, что это изображение радикально меняет смысл диптиха.
Меленский диптих — один из самых известных примеров французской живописи начала эпохи Возрождения. В 1450 году полотно написал Жан Фуке по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Полотно долгое время хранилось в Нотр-Даме. В 1775 году его разделили на две части при реставрации собора и продали коллекционерам. С 1896 года обе половины диптиха находятся в музей в Берлинской картинной галерее.