Кино на выходные: «Ученик. Восхождение Трампа» Али Аббаси
. Неприятный портрет молодого Дональда Трампа можно найти в СетиКаким получился фильм «Ученик. Восхождение Трампа» Али Аббаси
Новый фильм Али Аббаси, политическую драму с сатирическим ядром, можно отыскать онлайн — кинотеатральная премьера в России так и не состоялась из-за того, что картине не выдали прокатное удостоверение. РБК Life рассказывает немного подробностей об этой во всех отношениях скандальной фреске про суперантигероя.
«Все, к чему я прикасаюсь, я превращаю в золото», — заявляет молодой Дональд Трамп (Себастиан Стэн) своему негласному наставнику, праворадикальному адвокату Рою Кону (Джереми Стронг), который держал за причинные места весь Нью-Йорк в 1970-х. Трамп к этому моменту на высоте во всех смыслах: вот он принимает строительство башни имени себя на Манхэттене, расхаживая по пентхаусу, вот — громоздит отели в Атлантик-Сити, невзирая на убытки. Вот — завоевывает внимание блондинки-модели из Восточной Европы, амбициозной Иваны Зельничковой (болгарская актриса Мария Бакалова), которая соглашается стать его женой. Правда, не пройдет и десяти лет, как Дональду наскучит слишком смышленая и деловая супруга. Как наскучит и наставник-адвокат, который подвел его когда-то к порогу самого поднебесья, где его обитатели устраивали безумные оргии.
«Ученик. Восхождение Трампа» (The Apprentice) показали на Каннском кинофестивале в мае, и хотя призов он не получил, критики и публика его преимущественно хвалили. Новость об успехе фильма среди фестивальной публики, похоже, не обрадовала оригинального Трампа: его соратники тут же назвали картину «мусором» и пообещали судиться, а его юристы, по некоторым сообщениям, пытались препятствовать получению прав на дистрибуцию в США для осеннего релиза в кинотеатрах. И все же в американских кинотеатрах фильм вышел. Меньше чем за месяц до выборов президента.
Эта нелестная история опирается на задокументированные факты биографии Трампа, бизнесмена и американского президента, так что создателей картины трудно обвинить в клевете. В предвзятости — пожалуйста. С очевидными параллелями с Фригийским царем Мидасом напрашиваются и «супергеройские»: неуверенный в себе, непризнанный и презираемый молодой герой (превращающий все в золото прикосновением) с проблемами в семье и желанием изменить мир встречает мудрого наставника, учится у него, обретает внутренний стержень и постепенно превосходит учителя, овладев всеми его премудростями. Но мораль этого сюжета извращена.
Рой Кон и Дональд Трамп, словно Бэтмен и Робин из Зазеркалья, носятся по мегаполису, виртуозно побеждая врагов — мэров, судей, прокуроров и журналистов. Затяжной финал у этих отношений тоже из зазеркального пространства — в нем отражаются не преданность и доблесть, а предательство и подлость.
Очеловечивание образа всем известного реального персонажа, которым Али Аббаси («Убийца «Священный паук») открывает повествование, может сбить зрителя с толку: дрожащая ручная камера Каспера Туксена снимает не чудовище с оранжевым лицом, намалеванное грубыми линиями, а ранимого и сомневающегося, даже симпатичного молодого человека с большой мечтой — непременно заполучить все самое-самое. А пока он идет по неуютному городу, ненавидя раскинувшуюся во все стороны пропасть, в которую падает его страна. Что может ее спасти? Конечно же, создание новых рабочих мест, и обеспечить это в силах любого бизнесмена. Любыми способами.
Первую часть фильма занимает противостояние Дональда и его отца, Фрэда Трампа, владельца многоквартирных домов для бедноты, на которого давят федералы из-за вопиющих фактов дискриминации темнокожих съемщиков. И зритель просто не может не встать на сторону Дональда. К тому же, постепенно освобождаясь от властного взора могучего папы, молодой Трамп обретает крылья под присмотром Роя Кона — в прошлом главного юриста Джозефа Маккарти на публичных слушаниях в Сенате о коммунистах в 1950-х. Именно он, блестяще сыгранный звездой «Наследников» Джереми Стронгом, гипнотизирует Трампа, словно змея лягушку с намерением проглотить, но добыча оказывается негабаритной.
Башня Трампа делит повествование на до и после: четыре гигантские золоченые буквы на фасаде блестящего небоскреба смотрятся надписью на надгробном камне той человечности, которую режиссеру удалось нанести на персонажа для придания ему объема. К этому моменту еще никто не понимает, что произошла катастрофа — ни зритель, ни Ивана, ни Рой Кон, и эта наивность отразится острой болью в каждом. Особенно, в брате Трампа, Фреде-младшем, который не смог выдержать наложенного на него семьей груза ожиданий от первенца.
Аббаси же мчится, набирая ход, в стремлении изобразить физическое разложение Трампа, и преображает Себастиана Стэна с каждым новым кадром. Или уродует, смотря с какой стороны оценивать. Хороша в «Ученике» актерская работа Стэна, звезды супергеройских «Мстителей» и инди-драм «Тоня против всех» и «Другой человек». Миловидная внешность, почти не тронутая гримом в первой части истории, постепенно трансформируется, обрастая признаками порока и откровенного цинизма, и постепенно актер становится карикатурой. Как и персонаж, чей изначальный образ постепенно истирается под натиском подкрепленных идеей сделать Америку «грэйт эгейн» неуемной алчности и несокрушимой наглости, которые Трамп назначает своими ангелами-хранителями.
Другого результата режиссеру, который работал со сценарием журналиста Vanity Fair и New York Magazine Габриэлем Шерманом, и не требовалось. «Ученик. Восхождение Трампа» — размышление, вытекающее в приговор, и грустная сатирическая фреска об антисупергерое на вершине золотой башни.