«Еретик» выходит в кино: мы посмотрели и объясняем, чем крут Хью Грант
. Суровое испытание веры, которое пугает и смешит одновременноХоррор с Хью Грантом «Еретик» выйдет в российский прокат 14 ноября
14 ноября до проката доберется «Еретик» — психологический хоррор с кинофестиваля в Торонто. Новый проект студии А24 повествует о двух девушках из общины мормонов, которые, исполняя церковную миссию, попадают в логово теолога-психопата. Роль мистера Рида, помешанного на поисках единственной истинной религии, филигранно исполняет Хью Грант.
Кинокритик Мария Ракитина советует не пропускать это размышление о религиозных спорах и силе психологического контроля.
Юные миссионерки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней сестры Барнс (Софи Тэтчер) и Пакстон (Хлоя Ист) бороздят улицы американского городка в поисках людей, которых можно обратить в свою веру. Всецело разделяя заветы пророка мормонов Джозефа Смита, они стучатся в чужие двери в надежде на успех, хотя и терпят насмешки со стороны сверстников. Во время обхода потенциальных единомышленников Барнс и Пакстон оказываются на пороге дома мистера Рида (Хью Грант). Обманчиво добродушный хозяин приглашает миссионерок в дом, убеждая, что его супруга как раз хлопочет над черничным пирогом. Гостьи доверяются радушному семьянину и хранителю Книги Мормона. Но, переступив порог, попадают прямиком в дьявольские сети теолога-манипулятора, который заставит их пройти суровое испытание веры.
«Еретика», благосклонно встреченного критиками на кинофестивале в Торонто в сентябре, сотворили американские режиссеры Скотт Бек и Брайан Вудс. Наибольшую известность давним соратникам по кино принес сценарий к постапокалиптическому фильму ужасов «Тихое место» (2018) — несмотря на уверенный авторский почерк, широкого признания в роли постановщиков Бек и Вудс долго не получали. Ни клаустрофобному слэшеру «Они» (2018) о банде маньяков в масках, ни научно-фантастическому блокбастеру «65» (2023) с Адамом Драйвером и динозаврами не удалось покорить зрителей.
Вряд ли кто-то всерьез ожидал, что новый фильм будет на голову выше и изобретательнее их предыдущих картин, но тут произошло чудо, выпущенное инди-студией А24. Хоррор «Еретик», вдохновленный дискуссиями режиссеров с друзьями разных конфессий, поначалу представляет замысловатое рассуждение об использовании религии для получения власти и контроля над людьми.
История задевает не только больной темой религии и религиозности, которая способна разозлить одних и повеселить других (в зависимости от убеждений), но и предлагает объемных персонажей. Звезда «Шершней» Софи Тэтчер чутко отражает психологическую травмированность сестры Барнс, а Хлоя Ист отважно исследует трансформацию сестры Пакстон из наивной идеалистки в независимую единицу. Хью Грант, построивший карьеру на ромкомах, наслаждается ролью аморального маньяка: за долю секунды разгоняется от ироничного болтуна до хладнокровного психопата, заставляя сердца биться чаще. Блестяще подобранный каст вкупе с многослойной философией превращает «Еретика» в любопытнейший хоррор года. По крайней мере, отношение к черничному пирогу никогда не будет прежним.
В худших традициях менсплейнинга фанатичный мистер Рид пытается навязать мормонкам свою теологическую теорию, согласно которой многие вероисповедания просто копируют друг друга. Более того, одержимый поиском «единственной истинной религии», он считает, что принадлежность людей к определенной конфессии еще в детстве определяют их родители.
Его изолированный дом неслучайно напоминает стихийный музей истории религии и своего рода храм: православные иконы на стенах соседствуют с фигуркой Шивы на полке, статуями древнегреческих богов в темном коридоре и оккультными алтарями в подземелье. Лекцию о религиозных заимствованиях мистер Рид бодро объединяет с поп-культурными итерациями и проводит параллель между эволюцией игры «Монополия» с мифологическими пересечениями иудаизма, христианства, ислама и мормонизма.
На примере очевидных подражаний в музыке мистер Рид объясняет, как адаптация чужих идей давно превратилась в традицию: группа The Hollies утверждала, что их песня The Air That I Breathe стала основой хита Radiohead Creep, а Лана Дель Рей якобы вдохновилась звучанием последней для трека Get Free.
Так или иначе разглагольствования сноба в эклектичном кардигане о «копиях копий», предпочтениях в фастфуде и библейских аллюзиях в «Звездных войнах» упираются в базовую теорию о навязанных обществом вкусах и убеждениях. Возможно, кому-то заочно захочется обвинить «Еретика» в повышенном градусе занудства и притянутых за уши аргументах, но не спешите с выводами.
Поскольку действие происходит в замкнутом пространстве, где жертвы остаются наедине с непредсказуемыми причудами обладателя очков, как у маньяка Джеффри Дамера, ощущение угрозы сквозит из каждого угла и держит в постоянном напряжении. Саркастичная натура мистера Рида даже преобладает над жутью его умыслов, что делает некоторые особенно накаленные моменты повествования спасительно юмористическими.
Режиссеры запускают психологическую игру в кошки-мышки между трикстером и юными миссионерками с религиозных дискуссий, а заканчивают жестокой борьбой за выживание. Опираясь на концепцию «Божественной комедии» Данте, авторы медленно погружают набожных сестер в ад, на последнем кругу которого царит страшный холод.
Они вынуждены скитаться по темным подвалам-лабиринтам и лицезреть ужасные вещи по воле психопата, возомнившего себя Богом в стенах собственного дома (у Рида даже есть его игрушечная копия). Замысел «Еретика» выглядит тривиальным, только если не вникать в вопросы, которыми он задается. Практически цитируя «Миф о пещере» Платона, режиссеры помещают героинь в ситуацию, где им необходимо сделать выбор: поддаться эмоциям и безоговорочно поверить в увиденное или же стремиться к объективности, чтобы добраться до истины.
В отличие от большинства религиозных хорроров, сосредоточенных на противостоянии церкви демоническим силам («Изгоняющий дьявола»), явлениях Антихриста («Омен») и преступлениях сатанинских сект («Ребенок Розмари»), «Еретик» раскапывает рациональный источник страха и удостоверяется в банальности зла. Хороших девочек затягивает в садистский эксперимент, потому что их научили быть вежливыми и миролюбивыми даже в смертельно опасной ситуации. Вера в чудо не спасает от насилия. Благими намерениями вымощены ступени в ад. Душераздирающая кульминация не гармонирует с таинственным антуражем, но максимально приближена к жизни: не сверхъестественное несет реальную угрозу, а наделенный властью изувер.