Леонардо Ди Каприо — 50 лет: как сбывались мечты голливудской кинозвезды

. И почему «Титаник» не разделил его карьеру на до и после

Леонардо Ди Каприо исполнилось 50 лет: как сбывались мечты голливудской звезды

Обновлено 12 ноября 2024, 06:46
Кадр из фильма «Великий Гэтсби»
Фото: Warner Bros. Pictures

Кадр из фильма «Великий Гэтсби»

Кейт Уинслет — лучшая подруга, Мэрил Стрип — величайшая актриса в мире, стать актером — мечта всей жизни. Несмотря на свою прямолинейность в суждениях и плотное присутствие в кино последних 30 лет Леонардо Ди Каприо все еще загадочен. Сделали дело годы так называемой леомании, случившиеся после премьеры монументального «Титаника». Свежая кровь Голливуда, молодой Лео, несколькими годами ранее «украл» у Роберта Де Ниро «Жизнь этого парня» и тяготел к вызовам. Сыграл умственно отсталого Арни в «Что гложет Гилберта Грэйпа», получив номинацию на «Оскар», потом беспокойного Артюра Рембо у Агнешки Холланд и рэп-Ромео у База Лурмана. Но как бы ни был могуч романтизм титаниковского Джека Доусона, подчинить себе судьбу Ди Каприо ему не удалось.

В 1990-х юную кинозвезду записывали в преемники Ривера Феникса, которого он мельком повстречал в роковую ночь на хэллоуинской вечеринке, чтобы наутро узнать о его смерти. Нередко посмеивались над его юношеской гиперактивностью, сочиняли небылицы о бунтарских выходках в духе «Он подрался с Дерриком Коулменом из «Нью-Джерси Нетс» и старались оценивать дарование скептически, не давая спуску. В 2010-х потешались над романтическими предпочтениями и приписывали увлечение пчеловодством в качестве антистресса.

Леонардо Ди Каприо сам видел себя инопланетянином в мире Голливуда, всегда считал, что ему невероятно повезло заниматься по-настоящему любимым делом, и, кажется, увлекается по сей день только им безраздельно. РБК Life рассказывает историю голливудской звезды.

В материале использованы: интервью Parade, Deadline, Wired, TimeOut, Esquire, The Talks, статьи в Independent, The New York Times, The New York Times Magazine.

«Он один из самых, если не самый талантливый актер своего поколения и самый одаренный от природы актер, с которым мне когда-либо приходилось работать».

Квентин Тарантино

«Я знаю, что он пойдет туда, где другие могут отступить... Я работал с ним все эти годы, он рос как личность. Он взрослел из маленького парнишки в молодого мужчину. По мере того как он меняется в жизни, он меняется и в фильмах».

Мартин Скорсезе

Мечта № 1

Леонардо Ди Каприо, сын немецкой судебной секретарши Ирмелин Инденбиркен и андеграундного художника комиксов Джорджа Ди Каприо, которые развелись раньше, чем он научился разговаривать, вырос в голливудских трущобах и даже не окончил среднюю школу, поскольку уроки занимали его меньше, чем возможность пародировать друзей мамы.

«Да, я вырос в Голливуде, но не в каком-то богатом районе. Но мои родители — они, кстати, развелись — превосходно умели поддерживать мое окружение достойным и не фокусировать мой быт на факте нашей бедности. Они познакомили меня с культурой, они водили меня в музеи, они показали мне искусство. Они читали мне. И моя мать тратила по два часа в день на дорогу, чтобы отвезти меня в начальную школу. Отец забирал меня. Он был андеграундным художником комиксов в Нью-Йорке в 1960-х, и тогда уже развозил комиксы, пластинки и книги по Лос-Анджелесу. А я ездил с ним по этим всем магазинам, — рассказывал Ди Каприо в одном из ранних интервью. — Школу я так и не окончил, не мог сосредоточиться на предметах, которые мне были неинтересны. Математика — это было просто ужасно. До сих пор не могу ее принять. Мне говорят: «Тебе следовало стараться больше». Но на самом деле я много списывал, потому что не мог спокойно делать домашние задания».

Быстро определившись с профессией, он прошел через огонь и воду, чтобы добиться первых ролей не в многочисленных рекламах жвачек и игрушек, а хотя бы в телесериалах, получал сотни отказов, потому что агенты просто не видели в этом непоседливом дурике с прыщами ни таланта, ни перспектив. В один момент после очередного унизительного прослушивания он разревелся в отцовской машине и заявил, что готов все бросить. Но Джордж Ди Каприо посоветовал не сдаваться и пробовать дальше. Уже через пару лет на съемки судьбоносной «Жизни этого парня» будущая звезда кино едва смог отпроситься с ситкома «Проблемы роста», куда продюсеры взяли его, чтобы привлечь молодую женскую аудиторию.

Роберт Де Ниро отсмотрел резюме 400 молодых актеров и выбрал среди них Ди Каприо в качестве экранного сына («Мне нравится этот белобрысый. Довольно хорош»). На съемках тот действительно прошел воспитательный процесс, наблюдая за профессионалами и выполняя наставления режиссера Майкла Кейтона-Джонса, который сделал из ерзающего недоросля суперзвезду. Когда вышел «Дневник баскетболиста», Ди Каприо буквально завалили сценариями, и родителям пришлось стать его менеджерами. В 1997-м, когда грянул «Титаник», толпы тинейджерок ломились в кинотеатры, чтобы в сотый раз познакомиться и попрощаться с Джеком Доусоном, лицо которого печатали на всех поверхностях, которые можно быстро и недорого продать фанаткам.

Обложка видео

Мечта № 2

Леомания вынудила Ди Каприо сделать двухлетний перерыв в карьере, который он использовал, чтобы погрузиться в еще одну страсть из детства — биологию. В школьные годы она занимала его больше, чем математика, и рядом с мечтой об актерстве ютился план стать морским биологом. «Я рано стал изображать разных персонажей, людей, которые приходили к нам в гости. Мне нравилось видеть, как они реагируют. Когда родители смеются. Это был общий семейный опыт, способ разделить любовь, — рассказывал Ди Каприо, объясняя, почему стал в итоге актером. — Актерство всегда давало мне возможность освободиться. Я видел много жуткого на своем районе, пока рос, актерство уводило от этой реальности. Способность сбежать очень важна, и кино дает мне ее. Два часа в кинотеатре переносят в совершенно другую вселенную, в этом красота кино, как по мне».

Обретя влияние как голливудская звезда, Ди Каприо принялся за проблемы окружающей среды. Встретился в Белом доме с тогдашним вице-президентом Альбертом (Элом) Гором, основал свой фонд в 1998 году, провел День Земли в 2000-м и с тех пор не прекращает заниматься просветительской и благотворительной деятельностью в этом направлении в должности посланника мира ООН. Его речь на Климатическом саммите ООН 2014 года услышали около 1 млрд человек по всему миру.

«Послушайте, все любят деньги, я люблю деньги — мы живем в Соединенных Штатах. Это капиталистическая страна. Но в конечном итоге мы загнали себя посредством капитализма в нефтяную зависимость, от которой невероятно трудно избавиться, — говорил Ди Каприо в 2015-м, перед подписанием Парижского соглашения об изменении климата. — Я снимаю документальный фильм об этом («Перед потопом». — РБК Life), и я попросил Наоми Кляйн (канадская писательница, автор книги «Это меняет все». —РБК Life) помочь мне донести до людей, что нужно делать. Она сказала мне, что нет ничего, что мог бы сделать отдельный человек. Все это движение гринвошинга, покупка гибридных авто (что, конечно, не повредит), переработка отходов и так далее — это не решит проблему. Это должно стать массовым движением в мировом масштабе. И это должно произойти сейчас. Этот год, 2015-й, станет годом, когда люди оглянутся назад и скажут, что мы либо сделали правильный выбор, либо нет».

Кинолеомания

В начале 2000-х, на волне бескомпромиссного успеха в 90-х, у Леонардо Ди Каприо были шансы влиться в мейнстрим. Его звали в «Звездные войны», вторую трилогию Джорджа Лукаса, но вместо коммерческих проектов он выбирал режиссерские, благодаря чему создал свой личный золотой кинофонд.

Сотрудничество со Стивеном Спилбергом в «Поймай меня, если сможешь» принесло ему номинацию на «Золотой глобус». Сыграв Фрэнка Абигнейла, мошенничающего с банковскими чеками и удирающего от агента ФБР, Ди Каприо снова удовлетворил критиков, хотя собирал потом номинации и награды не он, а Кристофер Уокен. Тогда же началось многолетнее сотрудничество с Мартином Скорсезе — с исторической драмы «Банды Нью-Йорка» в сеттинге середины XIX века, основой для которой послужила книга Герберта Эсбери. Амстердам Валлон в исполнении Ди Каприо внедряется в банду Билла Мясника (Дэниел Дэй-Льюис), чтобы отомстить за убийство отца, но обнаруживает глубину противоречий, из-за которой хладнокровный первоначальный план раскаляется, чтобы в итоге стать очередным погребенным под пылью столетий воспоминанием.

Учредив продюсерскую компанию Appian Way (название отсылает к Аппиевой дороге — главной древнеримской магистрали) в 2004-м, Ди Каприо сыграет Говарда Хьюза у Скорсезе в «Авиаторе», роль, достойную «Оскара» гораздо больше, чем роль в «Выжившем», но заработавшую лишь номинацию. Через два года последуют «Отступники» Скорсезе, где актеру снова придется осуществлять операцию внедрения во вражескую группировку, но в компании уже Джека Николсона и не в Нью-Йорке, а в Бостоне. «Отступники» вновь сведут не только Лео с Марти, но и с Марком Уолбергом, партнером по «Дневнику баскетболиста». После ряда не самых удачных проектов произошла «Дорога перемен» Сэма Мендеса, воссоединившая пару Уинслет — Ди Каприо в драматической истории о нежизнеспособном браке по роману Ричарда Йейтса. Источающий подавленность и бессилие перед жизнью персонаж Ди Каприо был далек от романтических героев, обитавших в «Ромео + Джульетта» или «Пляже», и возвращался к «истокам» — противоречивым, неприятным, уязвимым образам носителей сломанной судьбы.

«Остров проклятых» Скорсезе продолжил тенденцию. Маршал США Эдвард «Тедди» Дэниелс, раздавленный воспоминаниями о концлагере Дахау и неспособный признать ответственность за семейную трагедию, тонул в иллюзиях вместе со зрителем. В философско-фантастическом «Начале» Кристофера Нолана главный герой Дом Кобб тоже существовал в плену иллюзий: жаждал вернуть прежнюю спокойную жизнь — то есть преследовал заведомо недостижимую цель, приблизиться к которой не помогали никакие сновидческие выкрутасы. У Клинта Иствуда в «Дж. Эдгар» — биографической драме о директоре ФБР, исследовавшей его карьеру и личную жизнь, в том числе предполагаемую гомосексуальность, — Ди Каприо передал то, что умеет лучше всего: внутреннюю борьбу. Это мастерство пригодилось ему в «Великом Гэтсби» База Лурмана спустя несколько лет. Вместе с Джеем Гэтсби он снова шел через пелену иллюзий на встречу с жестокой истиной.

Ди Каприо не стесняется делиться с режиссерами своим видением, за что, например, Алехандро Гонсалес Иньярриту в благодарность относит его к категории актеров с интеллектом. Квентин Тарантино, обнаруживший склонность Ди Каприо к редактированию персонажей, только выиграл. Так образ садиста-рабовладельца Кэлвина Дж. Кэнди в «Джанго освобожденном» — заслуга актера: именно он предложил труднозабываемые гнилые зубы владельца Кэндиленда и его высокопарное невежество. На съемках «Однажды в Голливуде» он тоже не стеснялся вносить свою лепту, так что Рик Далтон забывал реплики, снимаясь в эпизоде вестерна, чтобы потом крушить свой трейлер в приступе стыда, чего изначально в сценарии не было. Образ звезды телесериалов с помпадуром, который не смог совершить переход в большое кино, подобно Стиву Маккуину, будучи зацикленным на борьбе с внутренними демонами, получился таким реальным, что в 2023 году Тарантино прискорбно сообщил о смерти Рика Далтона на 91-м году жизни в своем доме на Гавайях.

Мечта № 3

Актерский вклад в проекты от Ди Каприо колоссальный из-за его суперспособности растворяться в персонажах, которые порой совсем не вяжутся с его внешностью и характером. О последнем, впрочем, железно судить не получается из-за скрытности обладателя. Беспокойный в юности и спокойный в зрелости, склонный к экстриму (дважды испытал гамму ощущений человека, у которого не раскрылся парашют в прыжке) так же, как и к затворничеству (мог запереться дома на несколько месяцев, чтобы просмотреть киноархив, готовясь к роли), легко и вместе с тем основательно рассуждающий о природе вещей. И о природе. Любящий путешествия и маму. И путешествия с мамой. Репутация Ди Каприо периодически переживает набеги таблоидов и соцсетей, но, в сущности, не страдает, и на первый план при упоминании его фамилии всегда выходят именно его роли.

Будь то маклер-мошенник Джордан Белфорт в «Волке с Уолл-стрит», траппер Хью Гласс в «Выжившем», за которого Киноакадемия одарила актера «Оскаром», трусоватый астроном в «Не смотрите наверх» и подлец Эрнест Беркхарт в «Убийцах цветочной луны», Леонардо Ди Каприо врезается в персонажей, как электрический ток, и оживляет их.

Несколько лет назад он упоминал, что мечтает поработать с режиссером «Нефти» Полом Томасом Андерсоном, и, как можно догадаться, эта мечта тоже сбылась: съемки «Битвы за Бактан-Кросс», предположительно, по роману Томаса Пинчона, уже завершены.

Поделиться