Что происходит со сливочным маслом в России. Ждать ли дефицита
. На фоне роста цен начались поставки продукции из ТурцииТурция начала поставлять в Россию сливочное масло на фоне его подорожания
Турция начала экспортировать сливочное масло в Россию. За два дня в страну привезено 20 т продукции, сообщает ТАСС со ссылкой на Россельхознадзор.
«Поставки сливочного масла из Турции в Россию начались 27 октября 2024 года. По данным ФГИС «ВетИС» по состоянию на 29 октября, из Турции в Россию ввезено 20 т сливочного масла», — сообщили в Россельхознадзоре.
Это произошло на фоне резкого роста цен на сливочное масло, которое власти объясняют увеличением себестоимости производства, повышением цен на импортные сырьевые материалы и наценкой торговых сетей. По данным Росстата, с начала 2024 года к 28 октября сливочное масло подорожало на 25,7%.
Минсельхоз рассчитывает, что увеличение поставок из-за рубежа поможет снизить цены на сливочное масло в рознице.
Почему крупные производители сливочного масла стали сокращать выпуск продукции, как ретейлеры повлияли на резкий рост цен и есть ли в России ажиотаж на этот продукт, выяснил РБК Life.
С чего все началось
16 сентября «Известия» со ссылкой на данные Росстата сообщили, что за август и сентябрь цены на сливочное масло выросли на 7,9%, а с начала года — почти на 18%. Это может стать причиной для вмешательства государства в ценообразование, право на которое возникает у правительства, если в течение 60 дней подряд рост цен составляет 10%, говорилось в материале.
Не оставили ситуацию без внимания в Госдуме. Вице-спикер нижней палаты парламента Борис Чернышов направил обращение в Минэкономразвития, которое уполномочено принимать решения по установлению предельных цен на социально значимые товары первой необходимости. Депутат предложил провести мониторинг цен, а в случае подтверждения этой информации инициировать введение правительством ограничения стоимости товара.
«Прошу вас рассмотреть возможность установления предельно допустимой розничной стоимости сливочного масла. С соответствующими просьбами в мой адрес обращались граждане, которые отмечали ускорившийся рост цен на этот продукт», — говорилось в документе.
В Минэкономразвития пообещали рассмотреть обращение, отметив, что пока письма от депутата они не получали.
В ФАС газете сообщили, что уже проводят анализ обоснованности повышения оптово-отпускной стоимости этого товара.
«Организации должны предоставлять в службу информацию о каждом планируемом повышении отпускных цен на указанную продукцию до конца 2024 года. На основе представляемых данных служба проводит соответствующий анализ обоснованности увеличения стоимости. Из уже представленной информации следует, что причиной подорожания масла является рост его себестоимости, в том числе вследствие увеличения затрат на закупку сырого молока и молочных жиров», — заявили в ведомстве.
Сокращение производства
Крупные производители сливочного масла стали сокращать выпуск и приостанавливать отгрузку продукции в торговые сети и предупредили их о повышении стоимости на эти товары, отмечали «Известия».
Компания H&N (бренд «Простоквашино») уведомила ретейлеров о временном прекращении отгрузки сливочного масла 72,5 и 82% жирности с 1 сентября. Переработчики молока «столкнулись с агрессивной инфляцией сливок-сырья: 39% в первом полугодии и 46% накопительная инфляция за восемь месяцев 2024 года к аналогичному периоду прошлого», пояснил производитель.
H&N назвала причины сложившейся ситуации: подорожание мировых цен на масло, низкое содержание жира в закупаемом молоке-сырье, высокий спрос со стороны молокоперерабатывающих заводов и небольшой объем запасов.
Молочный комбинат «Альметьевский» ограничил объем поставок. Также о перебоях с отгрузкой товаров предупредили еще и молкомбинат «Кунгурский», «Северное молоко», лимитировал поставки Ирбитский молочный завод. «Милком» значительно снизил производство сливочного масла под брендами «Село Зеленое» и «Кезский сырзавод», а также приостановил выпуск продукции под брендами «Варвара Краса» и «Ижмолоко».
Причины роста цен
Натуральные продажи сливочного масла и маргарина в рознице в целом по России с октября 2023 по сентябрь 2024 года снизились на 1,3%, подсчитали в NielsenIQ. Практически все остальные значимые категории молочной продукции показали рост: пастеризованное молоко — на 3,2%, сметана — на 3,8%, творог — на 9,6%, сливки — на 17,9%, писал «Коммерсантъ».
По данным ФАС, причиной подорожания масла стал рост себестоимости его производства, в том числе из-за увеличения затрат на закупку сырого молока и молочных жиров.
В «Союзмолоке» объясняют это увеличением себестоимости производства по всей цепочке от сырья до переработки. В августе она была выше, чем годом ранее, на 16%: зарплата сотрудников выросла на 24%, затраты на закупку сырья — почти на 20%, выросла кредитная нагрузка, растет инфляция.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев считает, что рост цен на сливочное масло обусловлен увеличением издержек производителей.
«С начала года оптовые закупочные цены на масло выросли почти на 31% в связи с ростом себестоимости производства и молочного животноводства. В октябре все еще сохраняется повышенная динамика: за последний месяц увеличение этого показателя составило более 8%. Торговые сети не перекладывают весь объем повышения на потребителей, розничные цены на сливочное масло растут ниже закупочных», — пояснил он.
Наценка торговых сетей на сливочное масло составляет более 70%, заявил зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Эта разница, по его словам, и является одной из причин подорожания сливочного масла. Владельцам торговых сетей следует снизить наценку, чтобы не допустить быстрого роста цен на продукт, добавил эксперт.
«В производстве сливочного масла присутствуют импортные жиры. Сырье еще в августе показало рост на 10–20% с начала года, логистика — на 30–35%, упаковка — на 10–15%», — сообщил глава «Руспродсоюза».
По словам Леонова, розничная цена продукта составляет 1 тыс. руб. за 1 кг — с января стоимость выросла на 20,4%. При закупке оптом масло стоит около 606 руб. за 1 кг.
«Ажиотажа нет»
В магазинах наблюдаются проблемы с наличием сливочного масла, писала «Комсомольская правда». Например, в одном из сетевых магазинов в Петербурге продукт переместили в отдельный холодильник — к икре и дорогому алкоголю. «С ассортиментом масла в наличии вы можете предварительно ознакомиться по ценникам», — предлагают в том же объявлении.
При этом в Ассоциации компаний розничной торговли заявили, что ажиотажа вокруг сливочного масла крупный ретейл не наблюдает. По его словам, на полках торговых сетей потребителям доступен широкий ассортимент масла, в том числе базовых позиций «первой цены», цитировала представителя бизнеса Игоря Караваева «Российская газета».
«Запирать или прятать его от покупателей крупные ретейлеры не планируют, единичные случаи избыточной инициативы отдельных руководителей отдельных магазинов на местах не отражают общей картины: никто из компаний — членов АКОРТ не принимал системного решения как-либо ограничивать доступ покупателей к сливочному маслу», — отметил эксперт.
Решение проблемы
Решением проблемы может стать увеличение поголовья молочного скота, считает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова. Однако для этого требуются инвестиции, что непросто в текущих условиях.
Может помочь насыщение рынка за счет импорта. По данным Россельхознадзора, с начала года было ввезено 110,2 тыс. т сливочного масла — на 9% больше, чем год назад. Основной поставщик — Белоруссия. Однако он не приведет к значительному снижению цен, уверена Долгова. Высокие затраты на логистику, инфляция в странах-изготовителях и колебания валютного курса рубля не дадут цене упасть.
Законодательное ограничение торговой наценки в АКОРТ назвали избыточной и неэффективной мерой. По их мнению, она нарушит рыночные механизмы ценообразования и лишит торговые сети возможности сбалансировать увеличение стоимости путем динамического саморегулирования наценки на другие товары.
Вице-премьер и бывший глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев дал несколько поручений для стабилизации цен на сливочное масло на внутреннем рынке, говорится на сайте правительства. На совещании с производителями и представителями крупных торговых сетей и органов власти он рассказал о мерах поддержки направления.
«Молочная отрасль — это социально значимое направление агропромышленного комплекса. Понимая это, правительство не первый год предоставляет производителям и переработчикам целый комплекс мер государственной поддержки», — подчеркнул Патрушев.
Среди таких мер: льготное оборотное и инвестиционное кредитование, льготный лизинг, меры в рамках объединенной субсидии и обязательная маркировка. «Таким образом обеспечивается его полная прослеживаемость — вплоть до момента покупки. Это дает возможность следить за всей цепочкой ценообразования», — добавил вице-премьер.