«Круть» Виктора Пелевина: обзор нового романа о феминизме и динозаврах

. Заупокойная песня с усложненными отсылками и не самыми удачными шутками

Выходит новый роман Виктора Пелевина «Круть»: чего от него ожидать

Обновлено 03 октября 2024, 09:40
Как обещает издательская аннотация, «остросюжетный триллер-детектив «Круть» даст ответы на многие мучительные вопросы, которые никто еще не решался задать»
Фото: Издательство «Эксмо»

Как обещает издательская аннотация, «остросюжетный триллер-детектив «Круть» даст ответы на многие мучительные вопросы, которые никто еще не решался задать»

3 октября ровно в 20:24 по московскому времени в издательстве «Эксмо» выходит новый роман одного из самых известных современных писателей — Виктора Пелевина. Как обещает издательская аннотация, «остросюжетный триллер-детектив «Круть» даст ответы на многие мучительные вопросы, которые никто еще не решался задать».

Специально для РБК Life шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» Екатерина Писарева рассказывает, о чем же на самом деле получилась самая ожидаемая книга сезона.

Интерес к Пелевину не угасает на протяжении долгих 30 лет — редкий автор может таким похвастаться. Литературный долгожитель, гуру, трикстер, великий комментатор реальности и провидец — все это о Викторе Олеговиче. И хотя последние годы принято ругать его за то, что он «уже не торт», читатели, как в том анекдоте, продолжают плакать, давиться, но есть этот постмодернистский кактус. Стартовый тираж нового романа — 100 тыс. экземпляров — как бы намекает, какие надежды возложены на нашего «единственного и неповторимого».

Итак, новинка под названием «Круть». Если вы читали трилогию бессмертия о вселенной Трансгуманизма («Трансгуманизм Inc.», «КГБТ+» и «Путешествие в Элевсин»), то прекрасно поймете, о чем пойдет речь. Бог не услышал наших молитв, поэтому трилогия разрослась до тетралогии — есть ощущение, что Виктор Олегович задумал свое Пятикнижие. Или же создает собственный цикл в лучших традициях жанровых авторов.

Действие романа происходит в третьем веке Зеленой Эры. Главный герой Маркус Зоргенфрей, баночный оперативник, специализирующийся на спецзаданиях, знаком читателям по «Путешествию в Элевсин». В прошлый раз он отправился в симуляцию Roma-3, участвовал в элевсинских мистериях и предотвратил восстание машин, угрожавших нашему миру. За героический подвиг Маркуса награждают вторым таером, прибавляя ему еще 200 лет баночной жизни.

Но вселенная на то и существует, чтобы погибать, поэтому в «Крути» у Маркуса новое задание — спасти жителей планеты от царя динозавров Ахилла (он же демон Ада) и не дать ему вернуть всех в мезозойскую эру. Поэтому герою придется отправиться в сибирскую ветроколонию № 72 имени Кая и Герды (см. «КГБТ+), где живет петух-отказник Кукер, и предотвратить катастрофу. Но перед этим ему предстоит вникнуть в то, что же такое «круть», «ветрогенезис», «куры-заточницы» и «угол Лукина». Справочных материалов будет много, и Маркус (а вместе с ним и мы) увязнет в этих специализированных разъяснениях.

Собственно, сам Виктор Олегович прекрасно описывает состояние читателя на 247-й странице: «У меня быстро пухла голова». А если покажется, что голова еще в сохранности, то вам отсыплют истории про майнинг и зэков, крутящих пропеллеры во благо человечества, расскажут про мифическую Варвару Цугундер, ее подругу Рыбу и вполне реальную последовательницу Варвары Дарью Троедыркину, напугают откровениями монахинь-кармелиток и покажут петушиные бои.

Динозавры, мезозой, тюремная эстетика, блатной жаргон, матчества, куры-заточницы и их цугундеры, петухи-отказники и традиционалисты, спасение мира и ветрогенезис — в какой-то момент кажется, что Виктор Олегович решил испытать читательское терпение. Зачем, а главное, для чего это все — вопрос, который остается подвешенным в воздухе.

Проблема «Крути» оказывается даже не в том, что повествование вымученное, нарочито усложненное и похожее на одну большую симуляцию, а в том, что в этой книге критически мало жизни — еще меньше, чем в предыдущем «Элевсине». Наш великий литературный провидец пытается сыграть в банку, умирая раз за разом и теряя по пути все, за что его ценили десятилетиями. Нет никаких остроумных шуток, которые всегда можно было растащить на цитаты, ни огня, ни задора, ни ветра перемен, ни духа времени.

«Круть» хоть и притворяется остросюжетным триллером-детективом, на деле оказывается заупокойной песней. Ну а когда на сцену выходят фрагменты из дневника главной карбоновой звезды Варвары Цугундер и фирменные пелевинские заявления о том, что «русские феминистки спасут планету», а также шуточки о трансгендерах и менструальных чашах, то хочется призвать Ахилла и попросить его привести автора в чувство.

Или отправить в исправительную колонию, чтобы он мог практиковать ежедневное ветродеяние. Вот, кстати, справка из романа о том, что же это такое: «Ветродеяние — это духовно-спортивный искупительный акт, метафизическое значение которого не постигается рассудком и логикой. По мнению философов-комментаторов, так проявляется свойственная русской душе жертвенность: как бы искупление всех грехов человечества ценой собственного страдания перед лицом планетарного духа».

Нельзя не отметить и любопытное. Шаг за шагом Пелевин движется к боевой фантастике, явно вдохновляясь популярными нынче компьютерными играми: как и в «Путешествии в Элевсин» и «КГБТ+», в «Крути» немало места отводится сражениям, смене ракурсов и героев, прыжкам из одного времени в другое.

Писатель пробует создать книжный экшен и жанровую поделку, но знание мировой литературы нависает над ним дамокловым мечом. Только он наращивает динамику и подключается к новому герою (и читателю), как сам же прибивает его каким-нибудь Проппом или Батаем. Или андалузской девой, как реверансом любимому сюрреализму, Луису Бунюэлю и Сальвадору Дали. В целом тем, кто любит изощренные литературные игры, даже понравится, а остальные могут посетовать, что автор в лучших книжных традициях собирает своих поклонников-донкихотов, чтобы побороться с ветряными мельницами.

Поделиться
Авторы
Теги