5 необычных мюзиклов — о шизофрении, пацифизме, убийствах и воле к жизни

. На музыку Sparks, Pink Floyd, Бьорк и The Beatles
Обновлено 11 сентября 2024, 07:33
«Танцующая в темноте», «8 женщин», «Стена», «Аннетт», «Через Вселенную»
Фото: arte France Cinéma; Canal+ [fr]; MGM; arte France Cinéma; Gross Entertainment

«Танцующая в темноте», «8 женщин», «Стена», «Аннетт», «Через Вселенную»

На 81-м Венецианском кинофестивале прошла мировая премьера второй части «Джокера». «Джокер: Безумие на двоих» — не единственный безумный мюзикл, в котором сошлись триллер, судебная драма и шлягеры разных эпох. Кинематограф знает и другие примеры нетипичных фильмов в этом жанре. Приводим пять доказательств.

«Стена» (1982)

Реж. Алан Паркер

1980-е. Рок-звезда Пинк (Боб Гелдоф) в приступе депрессии запирается в гостиничном номере и мысленно прокручивает калейдоскопические воспоминания-видения. Музыкант воспроизводит в памяти, как был наказан учителем за написание стихов во время урока, и в воображении поднимает школьное восстание. Возможно, этот эпизод был первым кирпичиком в стене из травматического опыта, которую Пинк непроизвольно выстраивает между собой и внешним миром. В ней и известие об измене жены, и погром гостиничного номера в припадке бешенства, и навязчивые мысли об ужасах войны, на которой погиб его отец. Все это перемежается с психоделическими анимационными вставками, передающими мироощущение Пинка.

«Пинк Флойд: Стена» — культовый мюзикл британского режиссера Алана Паркера, основанный на альбоме The Wall группы Pink Floyd. К созданию фильма приложили руку сами музыканты: сценарий написал вокалист и басист Pink Floyd Роджер Уотерс, а в главной роли, рок-звезды, дебютировал вокалист ирландской ньювейв-группы The Boomtown Rats.

О проблеме, лежащей в основе сюжета, Уотерс говорил так: «Человек часто становится чьим-то кумиром не потому, что хорош в своем деле, а потому, что добивается успеха и люди становятся фанатами его славы. Звезды — кинозвезды, звезды рок-н-ролла — демонстрируют ту жизнь, которую мы все хотели бы прожить».

Пинк в чем-то повторяет судьбу своего сценариста, например, как Уотерс, в детстве лишается отца. Но более очевидна другая отсылка. Это сцена, в которой Пинк в момент психического расстройства запирается в своей комнате перед концертом и бреется, а первый лидер Pink Floyd Сид Барретт явился на репетицию с бритой головой, уже после того как его исключили из состава.

«Танцующая в темноте» (2000)

Реж. Ларс фон Триер

Сельма (Бьорк) с детства живет с осознанием, что неминуемо ослепнет из-за генетической болезни. Она воспитывает сына-подростка с таким же диагнозом. Душу греют надежда на его скорое излечение (Сельма работает в две смены практически вслепую, чтобы накопить на операцию) и любовь к музыке — героиня может расслышать ее в гуле заводского станка и стуке колес проезжающего поезда. В такие моменты сквозь мутные стекла ее очков и матово-блеклый цветокор картины пробивается тихий свет счастливых глаз. Но счастье Сельмы омрачает не злой рок, а вмешательство человека: хозяин трейлера, который арендует героиня, крадет ее деньги — в надежде, что они помогут ему склеить трещину в отношениях с женой.

«Танцующая в темноте» — совершенно не бутафорский мюзикл с лиричными песнями и драматически-тонкими переживаниями героев. Фильм был встречен критикой неоднозначно: рецензенты отмечали оригинальность смешения жанров мюзикла и драмы, но во многих отзывах звучала претензия к незатейливому слезливому сюжету.

Не обошлось без скандалов: после того как стало известно, что документальный фильм о съемках «Танцующей в темноте» под названием «Сотни глаз» поступит в свободную продажу, Бьорк, исполнительница главной роли и автор музыки к фильму, даже собиралась подать на Ларса фон Триера в суд. Она настолько вжилась в образ Сельмы, что восприняла выход фильма о фильме как вторжение в свою личную жизнь. Роль принесла Бьорк «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Не с пустыми руками ушел и фон Триер — ему досталась награда за лучшую режиссерскую работу.

«8 женщин» (2001)

Реж. Франсуа Озон

В отдаленном особняке горничная обнаруживает тело хозяина Марселя (Доминик Ламюр) с торчащим из спины ножом. Под подозрением все обитатели дома. Это женщины разных возрастов, статусов и характеров, непохожие друг на друга, как и восемь цветов во вступительных титрах, соответствующих образам героинь. Женщинам, которые не очень-то ладят друг с другом, предстоит выяснить, что каждая из них по каким-то таинственным причинам заходила в комнату к Марселю, и решиться на исповедь в виде песенного номера.

В детективной комедии Озона практически не ощущается мужского присутствия. Режиссера интересует исследование потайных уголков женских душ: почему очаровательные героини, сыгранные Катрин Денёв, Фанни Ардан, Эммануэль Беар и Людивиной Санье, губят в себе нежность и идут на шантаж и измены. «Мне гораздо более интересны женские персонажи, наверное, потому, что мужчины направлены на какие-то физические действия, а меня интересует внутренний мир, какие-то интимные переживания…» — объясняет Франсуа Озон.

Героини сходятся в классицистическом триединстве — времени, месте и действии, отчего «8 женщин» напоминает спектакль с четко выстроенными мизансценами и театральными костюмами. И хотя сюжетная нить оплетает загадочное убийство, это кино в большей степени остается комедией: режиссер обходится с канонами детектива подчеркнуто любезно, в итоге события развиваются слишком предсказуемо. Перерезанные телефонные провода, особняк в глуши, поломка машины в критический момент — все эти жанровые штампы влияют на пропорции страха и смеха.

«Основная претензия ко мне звучит так: Озон — стилист, скачет от жанра к жанру, он поверхностный режиссер. У людей стресс потому, что они никогда не знают, каким окажется мой новый фильм. Они теряются между «8 женщинами», «Под песком» или «Двойным любовником». Трудно присобачить этикетку. А мне просто скучно талдычить одно и то же годами», — рассуждает постановщик. Определенно, мюзикл от Франсуа Озона — опыт интересный и заслуженно почитаемый.

«Через Вселенную» (2007)

Реж. Джули Тэймор

На фоне антивоенных демонстраций, психоделической революции и расцвета культуры хиппи молодой ливерпульский докер Джуд (Джим Стёрджесс) отправляется в США на поиски отца. Там он знакомится с бесшабашным студентом Максом (Джо Андерсон). Приятели едут в Нью-Йорк, позже к ним присоединяется сестра Макса Люси (Эван Рэйчел Вуд), с которой у Джуда завязываются отношения. Но если сначала события дублировали сюжеты битловских хитов с Girl в авангарде, то по мере развития история обретает собственное звучание. Люси втягивается в радикальное антивоенное движение, а Джуда депортируют обратно в Англию.

В фильме прозвучало 34 композиции The Beatles, большая часть из них исполнена героями, но в создании саундтрека также принимали участие приглашенные звезды — Боно, Эдди Иззард и Джо Кокер. В мире музыки режиссер Джули Тэймор как рыба в воде, и «Через вселенную» — не первое ее погружение в музыкальную стихию. Она ставила в театре и мюзиклы, и классические оперы, а ее байопик «Фрида» с Сальмой Хайек получил «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек.

Тэймор присутствовала на показе фильма для Пола Маккартни: «Никогда в своей жизни так не нервничала. Даже если это все закончится на этом этапе, я хотя бы получила возможность снять кино и сидеть в кресле напротив Пола».

Аналогичная попытка снять фильм по мотивам музыки The Beatles была предпринята в 1978 году: это был мюзикл Майкла Шульца «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». Картина провалилась в прокате и получила негативную оценку критиков, но Тэймор неудача предшественника не напугала. «Это азартная игра. У каждого своя интерпретация», — признает режиссер.

«Аннетт» (2021)

Реж. Леос Каракс

Отношения Генри (Адам Драйвер) и Энн (Марион Котийяр) развиваются в свете софитов: он — популярный стендап-комик, она — оперная дива. Новости об их свадьбе и ожидании ребенка взрывают медиаполе. Но любовь, восторженная, как песня, которую они поют вдвоем по законам жанра, начинает звучать фальшиво. Карьера Энн идет в гору, в то время как Генри теряет популярность и берет на себя заботу о новорожденной дочери Аннетт, что больно бьет по мужскому самолюбию и оборачивается трагедией. Генри теряет возлюбленную, в то же время Аннетт приобретает особый дар — при свете луны она начинает петь голосом своей погибшей матери. Генри решает вовлечь дочь в шоу-бизнес, проект «Малышка Аннетт» становится сенсацией.

Мюзикл снят в сотрудничестве с группой Sparks — братья Рон и Расселл Мэйлы написали сценарий в стихах. Изначально дуэт сочинил для проекта 80 треков, но оставил меньше половины. После выхода «Аннетт» было множество попыток провести параллели с биографией режиссера: Каракс похоронил Екатерину Голубеву и воспитывает от нее дочь.

Мюзикл-долгострой Леоса Каракса с Адамом Драйвером и Марион Котийяр был назван в числе самых ожидаемых картин 2018 года и стал одной из самых громких премьер Каннского фестиваля. Караксу, нарушившему девятилетнее молчание, «Аннетт» принесла приз за лучшую режиссуру.

Поделиться