Олегу Басилашвили — 90 лет. Вспоминаем 8 лучших его ролей

. От «Служебного романа» до «Мастера и Маргариты»

Олегу Басилашвили исполнилось 90 лет: вспоминаем его лучшие роли

Обновлено 26 сентября 2024, 11:44
Олег Басилашвили на съемках юбилейной, 60-й телепередачи «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова». 2018 год
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Олег Басилашвили на съемках юбилейной, 60-й телепередачи «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова». 2018 год

В карьере народного артиста СССР Олега Валериановича Басилашвили порядка 100 проектов в кино и свыше 50 — в театре. Ровно 60 лет назад с успеха спектакля «Еще раз про любовь» Юрия Аксенова по пьесе Эдварда Радзинского началась яркая карьера Басилашвили как в театре, так и в кино. Зритель любит его за яркие роли у Эльдара Рязанова и Георгия Данелии, Карена Шахназарова и Владимира Бортко.

Помимо профессиональной карьеры, Олег Басилашвили хорошо известен своей социально-политической деятельностью. В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, поддерживал свободу слова и критиковал вооруженные конфликты. В 2000 году входил в число деятелей культуры, открыто осудивших возвращение к мелодии советского гимна. В разные годы публично выступал в защиту телеканала НТВ, режиссера Кирилла Серебренникова и политзаключенных. Открыто критиковал «закон Димы Яковлева» и выступал за открытие мемориала памяти жертв сталинских репрессий.

РБК LIfe вместе с кинокритиком и автором телеграм-канала Age of Cinema Еленой Зархиной предлагает вспомнить выдающиеся роли актера, подарившего советскому зрителю образы обаятельных циников и романтиков, а российскому — неповторимого потустороннего Воланда.

«Служебный роман»

1977 год, режиссер Эльдар Рязанов

Хватает только одного взгляда на Юрия Григорьевича Самохвалова, чтобы понять вспыхнувшие вновь чувства у его коллеги и бывшей возлюбленной Ольги Рыжовой (Светлана Немоляева). И хотя линия этих двух персонажей не центральная в картине про трудовые будни советской номенклатуры, она все же важная. Басилашвили сыграл противоречивого героя, оказавшегося в сложном жизненном положении. И пусть он поступает непорядочно и даже подло, мало кто сумел бы изобразить этого очаровательного мерзавца так же искрометно.

Самохвалов получился не шаблонным негодяем, а живым человеком, со своими сомнениями, слабостями и страхами. Трудно удержаться, чтобы посочувствовать ему и чтобы осудить его поступок, наказание за который, к слову, он получает незамедлительно.

«Осенний марафон»

1979 год, Георгий Данелия

История, с одной стороны, рядовая и очень понятная широкому зрителю, но в то же время смелая и неординарная для периода застоя. Андрей Бузыкин — рядовой советский гражданин, опытный переводчик в издательстве и преподаватель при Ленинградском университете. У него есть карьера, жена и взрослая дочь. Есть и любовница. Но ничего из этого не делает его счастливым. Он не решается уйти от жены и придать официальный статус своим отношениям на стороне. На работе не решается дать отпор любопытной коллеге Варваре, а дома — соседу-слесарю, который уговаривает напиться. Да и гостю-профессору из Дании никак не откажет в совместных изнурительных пробежках по утрам.

Басилашвили создал на экране портрет сложного, надломленного героя, который запутался в жизни. Это чувство растерянности кинематографисты того времени старались отрефлексировать на экране нередко (в том же 1979-м, например, вышла драма «Отпуск в сентябре» про героя Олега Даля, оказавшегося на таком же распутье). Это рифмовалось с общим настроением в обществе — впереди была перестройка, но до ее наступления казалось, что затянувшийся и гнетущий осенний марафон будет длиться вечно.

«Вокзал для двоих»

1982 год, режиссер Эльдар Рязанов

Вера — официантка в привокзальном ресторане станции Заступинск. Платон — пианист, который добровольно отправляется поездом «Москва — Душанбе» в места не столь отдаленные, где должен понести наказание за взятую на себя чужую вину в дорожном происшествии. Случайная встреча оборачивается для героев краткосрочным, но ярким романом, который переворачивает всю их жизнь.

Классическая мелодрама Рязанова с Олегом Басилашвили и Людмилой Гурченко в главных ролях. Снималась бы картина в Голливуде, вероятно, вышла бы легким ромкомом, но в руках Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского этот материал превратился в серьезную и основательную поэму о любви.

Мировая премьера ленты состоялась на Каннском кинофестивале в 1983 году. Есть версия, что сюжет картины списан с реальной истории композитора Микаэла Таривердиева и его возлюбленной, актрисы Людмилы Максаковой. Но как бы то ни было, «Вокзал для двоих» — красивая история зрелой любви, которой все возрасты покорны и которая одним только своим существованием доказывает, что второго шанса достоин каждый.

«Противостояние»

1985 год, режиссер Семен Аранович

Экранизация повести Юлиана Семенова, снятая режиссером Семеном Арановичем в формате шестисерийного фильма про убийство в одном из северных городков Советского Союза. В ходе расследования выясняется, что основной подозреваемый Григорий Милинко давно мертв — убийца присвоил себе его личность и скрывается от правосудия. Возглавляющий следствие полковник милиции Владислав Костенко (его сыграл Басилашвили) идет по следу таинственного преступника, распутывая сложный клубок тайн и заговоров. «Противостояние» — многослойное и продуманное до мелочей жанровое произведение, в котором крепким узлом сплетаются напряженный детектив, захватывающий боевик и психологическая драма. Это своего рода «Схватка» Майкла Манна, которая тоже исследует природу противостояния тех, кто закон охраняет и тех, кто его нарушает.

В одном из своих интервью Олег Басилашвили рассказал, что изначально проект состоял из восьми серий и поднимал вопрос, почему у значительной части советских граждан в первые годы Великой Отечественной войны были пораженческие настроения. Но по словам актера, авторам картины поступило около 400 замечаний сверху с требованием убрать эту линию из фильма. И режиссер Семен Аранович вынужденно пошел на уступки, сократив проект до шести эпизодов.

«Курьер»

1986 год, режиссер Карен Шахназаров

Главный кинематографический манифест перестройки. История столкновения двух поколений, двух эпох: отцов, которые привыкли к устоявшимся правилам и взглядам на жизнь, и детей, которые жаждут новых открытий, оспаривают авторитет старших и мечтают наделать ошибок в жизни, но прожить ее свободными людьми.

За юность в картине отвечает Иван Мирошников (Федор Дунаевский), живущий с мамой (Ирина Чурикова) и бесцельно прожигающий молодость до тех пор, пока родительница не устраивает его на работу курьером в журнал «Вопросы и познания». На стороне зрелости и архаики выступает герой Олега Басилашвили, интеллектуал Семен Кузнецов. Его дочь Катя (Анастасия Немоляева) начинает встречаться с Иваном. Их роман возникает не по большой любви, а скорее от скуки, что особенно раздражает родителей девушки.

Культовая и знаковая для второй половины 1980-х притча о голоде молодости и лицемерии зрелости: первые ощущают в воздухе свободу, недоступную их родителям, а вторые по инерции продолжают отстаивать идеалы, в которые никогда искренне не верили сами и которые уже давно пошли трещинами.

«Город Зеро»

1989 год, режиссер Карен Шахназаров

«Город Зеро», как и «Кин-дза-дза!», продолжает возникшую в позднем советском кино традицию фантасмагорических сюжетов. Говорить полную правду так, как хотелось с экранов, все еще было нельзя, но не воспрещалось делать это через язык метафор и даже откровенного абсурда.

Главный герой «Города Зеро» Алексей Варакин (Леонид Филатов) во время рабочей командировки попадает в загадочный город, в котором привычный мир перевернут с ног на голову. Но кажется, что Алексей — единственный человек, который замечает всю абсурдность вокруг. Олег Басилашвили исполнил роль представителя творческой элиты и председателя городской писательской организации Василия Чугунова. Его персонаж — один из жителей чудаковатого города Зеро, из числа тех, с кем сталкивается Варакин. «Город Зеро» — непростая, но важная для своего времени картина о времени, которое изменилось на фоне закостенелой системы, и о людях, которых эта система давно обескровила и свела с ума.

«Небеса обетованные»

1991 год, режиссер Эльдар Рязанов

Трагикомедия и социальная драма Эльдара Рязанова, которая тоже посвящена разлому в обществе. На примере судеб отдельных героев, вынужденно оказавшихся на обочине жизни, автор прощается с прошлым и неутешительно заглядывает в будущее. Его «Небеса обетованные» — бескомпромиссное кино о том, что новые времена часто требуют отчаянных решений, но принимаются они за счет самых простых и в чем-то даже беззащитных людей.

Олег Басилашвили сыграл одного из таких героев. Его Федор, пожилой обнищавший диссидент, у которого ничего нет. Он случайно знакомится со студенткой Жанной, в которую влюбляется и которую зовет замуж. Герои женятся, но почти сразу выясняется, что в основе этого союза — обман. Федор преследует свои цели, обманывая молодую невесту, а она в ответ лжет ему. Но обман быстро раскрывается, долгожданное счастье так и не случается. Образ, который воплотил Басилашвили в фильме, — это реквием по всем, кто невольно попал в мясорубку жизни, из которой так и не сумел выбраться.

«Мастер и Маргарита»

2005 год, режиссер Владимир Бортко

Роль Воланда канонична и служит своего рода мерилом для любого актера: если она тебе покорилась, значит, ты вписал свое имя в историю и встал в один ряд с великими. Не то чтобы до экранизации «Мастера и Маргариты» величие таланта Олега Басилашвили еще подвергалось сомнению, но эта актерская работа в очередной раз доказала, как безграничен и многогранен талант артиста.

В теленовелле Бортко актер сыграл главного антагониста — повелителя тьмы Воланда, противопоставляемого силам света в лице праведника Иешуа. Их сражение за человеческие души — центральное для романа и его экранизации. Кажется, что роли, подобные этой, играются сотни, если не тысячи раз, на сцене и в кино. Но запоминаются только единицы. И если условное сражение за сердца людей экранный злодей проигрывал, то сыгравший его Олег Басилашвили неизменно покорял зрительские сердца на протяжении всей своей карьеры.

Обложка видео
Поделиться