Назад в будущее: как в Нижнем прошел фестиваль современной музыки

. Самые яркие моменты — от оперы на санскрите до мультивселенной сказок
Обновлено 09 сентября 2024, 12:39
Сергей Маковецкий в роли чтеца на исполнении концерта «Театр в музыке. Мейерхольд и Козинцев»
Фото: Geometria

Сергей Маковецкий в роли чтеца на исполнении концерта «Театр в музыке. Мейерхольд и Козинцев»

На исходе лета в Нижнем Новгороде состоялся десятидневный фестиваль «Современная музыка: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке». Событие посвящено одноименному фестивалю, который проходил в тогда еще закрытом городе Горьком с 1962 по 1989 год и объединял в одной программе экспериментальную советскую музыку эпохи «оттепели».

В 2024 году Нижний получил сначала негласный статус, а затем и вполне конкретную премию Культурной столицы в номинации «Музыка» — нужно соответствовать.

В заглавии три имени. Шнитке и Мейерхольд — юбиляры этого года, значительно повлиявшие на искусство XX века. Шостаковича с музыкальным фестивалем в Горьком связывают особые отношения: на одном из концертов композитор в первый и последний раз встал за дирижерский пульт, а на закрытии первого фестиваля пророчил Нижнему стать музыкальным пригородом Москвы.

Программа балансирует на грани романтизации советского прошлого и острой рефлексии о современности. РБК Life вместе с журналистом и автором телеграм-канала «Что посмотреть?» Еленой Свиридовой — о самых заметных моментах возрожденного фестиваля.

Новая музыка под прикрытием советских имен

Понятие «новая» в программе растянулось на шесть декад: звучали сочинения преимущественно XX века, но и парочку опусов наших современников тоже можно было услышать. Например, первую и пока единственную оперу Филипа Гласса, поставленную в России, или популярный вокальный цикл Леонида Десятникова «Дар» на стихи Державина.

В заглавии фестиваля — один из его идеологов, Дмитрий Шостакович (его музыка на фестивале явно превалировала), юбиляр Всеволод Мейерхольд, в год своего 150-летия популярный как никогда, и именинник Альфред Шнитке — в этом году празднуют 90-летие со дня рождения композитора. Ему посвятили одно из главных событий фестиваля — концерт-реконструкцию аутентичного исполнения Первой симфонии. Спустя полвека произведение наконец исполнили так, как задумывал автор, уверяли свидетели.

За десять дней фестиваля, как сказал художественный руководитель Алексей Трифонов на закрытии, в «духоподъемной атмосфере» прошли 12 концертов, две оперы, два показа балетного спектакля, четыре творческие встречи, открытая репетиция, конференция и фотовыставка.

Самое впечатляющее: концерт-открытие «Шостакович. Вайнберг. Штраус»

Первый концерт фестиваля состоялся на самой красивой площадке Нижнего и с многообещающим молодым оркестром La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского.

Пакгаузы — новая концертная площадка на набережной, задник сцены которой полностью прозрачный и сквозь него видно реку, людей и, самое главное, — смену времени суток. Если музыка в целом — про течение времени, то здесь ей эту миссию помогают выполнять законы природы.

Три сочинения за вечер, которые мягко, но уверенно намекают на программу всего фестиваля: концерт для трубы с оркестром Вайнберга отвечает за редко исполняемую музыку, четыре последних песни для сопрано с оркестром Штрауса — за Memento mori, а первый концерт для скрипки с оркестром Шостаковича обещает, что в следующие десять дней гости услышат виртуозов и мастеров своего дела. В солистах — звезды: Владислав Лаврик (труба), Надежда Павлова (сопрано), Вадим Репин (скрипка).

От эмоциональных качелей струнных удалось опомниться только к концу второго отделения, когда настало время выйти на набережную и вдохнуть речного воздуха. Несмотря на вокальные и дирижерские шероховатости, этот концерт остался самым впечатляющим среди событий фестивальной программы.

Самое редкое: концерт-реконструкция «Шнитке в Горьком»

Событие, о котором можно писать с кричащими заголовками «беспрецедентное исполнение» и «историческое событие». 50 лет назад исполнение Первой (анти) симфонии Альфреда Шнитке, тогда еще молодого, мало кому известного композитора, будущего главного авангардиста Советского Союза, было возможно только в Нижнем. Филармонии Москвы и Петербурга отказались давать площадку столь эклектичной, явно опережающей свое время музыке.

Спустя полвека сочинение Шнитке все еще звучит свежо и необычно: в нем чувствуется поиск молодого композитора и уже богатый звуковой опыт, из которого потом он будет как пазл собирать известную всем киномузыку.

Впечатления от концерта описать сложно: сочинение Шнитке звучало в паре с «Прощальной» симфонией Йозефа Гайдна, которую еще называют театрализованной симфонией. Но если в сочинении Гайдна театр создается исключительно средствами музыки, то Шнитке наперекор концертным традициям превратил исполнение своей Первой в перформанс.

Музыканты (Российский национальный молодежный симфонический оркестр) будто из мешка с детскими игрушками вываливаются на сцену, параллельно болтая, настраивая инструменты и импровизируя. Минут через пять на сцену сквозь этот балаган пробирается дирижер (Федор Леднев) и словно маг с волшебной палочкой структурирует происходящее. Партитура пестрит всевозможными формами и цитатами, на деле доказывает, что любой музыкальный опыт имеет право не только на существование, но и на исполнение на сцене, имеет право стать материалом для симфонии. Так звучит манифест толерантности от композитора.

Самое странное: опера на санскрите «Сатьяграха»

В рамках фестиваля можно было посмотреть и три гастрольные постановки: балет и оперу екатеринбургского театра «Урал Опера Балет», а также «Императора Атлантиды» Виктора Ульмана в постановке Геликон-оперы. Екатеринбургская труппа привезла выигрышную комбинацию из хита и премьеры.

Культовость в «Сатьяграхе» угадывается даже в коротком пересказе трех действий: опера самого популярного минималиста-современникам Филипа Гласса на санскрите, в которой Лев Толстой поет про пользу йоги, Шива танцует свой вечный танец, а Махатма Ганди читает письма и параллельно — нравоучает.

К художественным решениям постановки остается ряд вопросов, но опыт трех часов гипнотизирующего минимализма и размышлений о заветах Ганди, безусловно, стоил посещения постановки. Спектакль был поставлен в 2016 году и до сих пор имеет успех у публики и активно гастролирует.

Самое современное: балет на музыку композиторов XXI века «Сказки Перро»

Снова гастрольная постановка, на этот раз — с модными композиторскими именами. Дмитрий Мазуров с андеграундным диджейским бэкграундом и аспирант петербургской консерватории Алексей Боловлёнков вместе с Настасьей Хрущевой написали музыку к балетам на четыре сюжета из сказок Шарля Перро.

Красная Шапочка, Кот в сапогах, Синяя Борода и Мальчик-с-пальчик — все эти герои присутствовали на балу в последнем акте балета «Спящая красавица». Это обстоятельство не только роднит сказки между собой, но и выводит балет в плоскость постмодернистского диалога и с оригинальным балетом Чайковского, и с недавней постановкой «Путеводитель по балету» того же «Урал Опера Балет» на музыку Хрущевой и Чайковского.

Зритель попадает в метавселенную балетного искусства и мира сказок. По сюжету постановки всех героев объединяет фея-вязальщица. Она же — демиург волшебного леса «Сказок Перро», наблюдающая за балансом добра и зла в этом мире. Первый акт максимально прост и безобиден как в плане музыки, так и в плане сюжета: за пируэтами Кота в сапогах не устанут наблюдать даже самые маленькие зрители. Второй акт делят между собой Красная Шапочка и Синяя Борода, и оба сюжета решены больше в логике хоррора, чем сказки. Щедро сдобренная диссонансами музыка Мазурова заставит испугаться даже взрослых.

И все же добро побеждает: судьба Мальчика-с-пальчика в финале «Сказок Перро» решена одновременно и как простая история любви, и как общечеловеческий религиозный сюжет о потере человеком рая и его обретении.

Самое актуальное: «Музыка в темные времена»

Нашлось место и для концертного парафраза: программы «Музыка в темные времена» и «Светлое будущее в музыке XX века» предлагали исследовать феномены власти и веры.

«Музыка в темные времена» звучала неожиданно оптимистично, но если вчитаться в биографии композиторов вечера — Херманна Пала, Лео Смита и Мечислава Вайнберга, — легко разглядеть второе дно.

В «светлое будущее» предлагали смотреть сквозь сочинения идейных футуристов — Шульхофа, Шостаковича, Рославца. Творчество Эрвина Шульхофа нацистская власть за интерес композитора к джазу и дадаизму клеймила «дегенеративным искусством», а Шостаковича времен Второй симфонии назвали «идеологически наиболее советским композитором». Меньше чем через десять лет музыкальная пропаганда Шостаковича забудется и после обвинений в антинародном, формалистском творчестве начнутся преследования композитора. На их сочинениях останется печать абсурдного непостоянства и слепой безжалостности власти.

Событие: «Современная музыка: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке»

Где: Нижний Новгород.

Когда: в этом году — впервые, обещают — каждую осень. В следующем году — 25 сентября.

Сколько стоит: на концерты билеты можно купить от 500 руб., есть и события со свободным входом.

Где жить: гостиниц в Нижнем Новгороде не так много, город еще привыкает к статусу туристической культурной мекки. Если успеете забронировать, рассчитывайте на столичные цены — самый базовый номер в гостинице с тремя звездами обойдется в 5 тыс. руб. Снять квартиру будет дешевле: от 3 тыс. руб за студию недалеко от центра.

Что делать (кроме посещения концертов): провожать закаты с многочисленных оборудованных смотровых, пройти круг по кремлевской стене (местная разновидность хайкинга), увидеть свет советского авангарда в Нижегородском художественном музее, обсудить искусство в секретном баре с авторским джином «Медные трубы».

Поделиться
Авторы
Теги