В космосе лучше не дышать: как «Чужой: Ромул» реанимирует франшизу

. В продолжении культовой хоррор-саги много знакомых ксеноморфов

«Чужой: Ромул» вышел в параллельный прокат в России: зачем смотреть

Обновлено 29 августа 2024, 14:55
Кадр из фильма «Чужой: Ромул»
Фото: 20th Century Studios

Кадр из фильма «Чужой: Ромул»

Разговоры вокруг релиза новейшей части франшизы «Чужой» не утихают спустя две недели после мировой премьеры. «Ромул» уругвайского режиссера Феде Альвареса уже собрал почти $230 млн мировой кассы и не отпускает прокатное первенство. С 24 августа фильм стартовал в российском параллельном прокате.

В отличие от многострадального Дэвида Финчера («Чужой 3») Альварес получил от продюсеров полный карт-бланш на творческую свободу. «Ромул» — абсолютно чуждый франшизе хоррор, снятый по совершенно иным кинематографическим заветам и канонам. Впрочем, свежее режиссерское видение ничуть не сделало фильм плохим (с чем, вероятно, не согласятся самые преданные фанаты канона).

Кинокритик и автор телеграм-канала «колыбельная для кошки» Оля Смолина рассказывает, как «Чужой: Ромул» возрождает интерес к омертвевшей киновселенной.

Действие фильма «Ромул» разворачивается примерно через 20 лет после оригинального «Чужого» Ридли Скотта и за 37 лет до начала событий «Чужих» Джеймса Кэмерона. Большой ксеноморф, обитающий на борту «Ностромо», на самом деле выжил после того, как Эллен Рипли (Сигурни Уивер) сбросила его в открытый космос. Умирающее существо спасли сотрудники злосчастной корпорации «Вейланд-Ютани» — именно они доставили его на борт исследовательской станции «Ромул» с целью дальнейшего исследования и экспериментов, пока челнок с Рипли блуждал в космосе, ожидая спасения.

Главные герои седьмого «Чужого» — чернорабочие все того же «Вейланд-Ютани» с шахтерской колонии «Звезда Джексона». Из-за тяжелых условий труда большая часть местных до пенсии не доживает, молодежь делает все возможное, чтобы избавиться от рабского контракта.

Сирота Рэйн (Кейли Спейни) и ее лучший друг — бракованный андроид Энди (Дэвид Джонссон Фрэй) мечтают о побеге. В реализации непростого плана им помогают друзья — Тайлер, бывший парень Рэйн (Арчи Рено), его беременная сестра Кей (Изабела Мерсед), двоюродный брат Бьорн (Спайк Ферн) и его девушка Наварро (Эйлин Ву). Вместе ребята садятся на шахтерский транспортник «Корбелан» и направляются к заброшенному космическому кораблю «Возрождение», который на деле оказывается исследовательской станцией-аванпостом, разделенным на секции «Ремус» и «Ромул».

Ксеноморфы вдохновляют кинопродюсеров уже 45 лет, однако даже культовый статус «Чужого» далеко не всегда помогал создавать вдохновляющее кино. Особенно в тех случаях, когда пост режиссера занимал не праотец Ридли Скотт, а кто-то наемный. Дэвид Финчер, для которого триквел «Чужого» стал дебютом в режиссуре, как-то обмолвился, что лучше умрет от рака кишечника, чем вновь прикоснется к фильму. Постановщик «Чужого: Воскрешение» Жан-Пьер Жёне столкнулся с существенным экономическим ограничением своего творческого видения, и только Джеймс Кэмерон, автор сиквела «Чужие», кажется, правда был доволен проделанной работой.

После неоднозначного приема четвертого фильма во вселенную ксеноморфов вновь вернулся Ридли Скотт, который вывел франшизу на новый — философский и визионерский — уровень. Впрочем, полученные результаты — эпохальный «Прометей» и тщедушный «Завет» — также вызвали у зрителей немало вопросов.

Уругвайский режиссер Феде Альварес встретился с продюсерской компанией Ридли Скотта Scott Free еще в 2016 году, после выхода триллера «Не дыши», в котором группа подростков-отщепенцев из Детройта вламывается в дом слепого ветерана и получает по шее. Сюжетно «Ромул» во многом вторит «Не дыши», предлагая самый клаустрофобный и тревожный опыт во всей серии.

Что удивительно: восемь лет назад коллаборации «Чужого» и Альвареса так и не случилось — Скотт был слишком занят разработкой «Завета». Тем не менее уругвайскому кинематографисту удалось зацепить продюсеров и даже написать краткий одностраничный сценарий «Ромула», который соединял воедино концепции старых и новых «Чужих». После того как 20th Century Fox купила Disney и потенциал ксеноморфов перешел в креативный отдел «мышиной студии», Феде Альварес вновь оказался на повестке дня.

Даже спустя восемь лет в «Ромуле» все еще остро ощущается настроение того самого чернового варианта, который должен был стать контрапунктом между «Чужим» и «Заветом». И несмотря на то что «Ромул» является прямым продолжением фильма 1979 года, в нем также угадываются мотивы «Прометея».

Именно в «Ромуле» ученые впервые применяют таинственный липкий материал, который был использован андроидом Дэвидом (Майкл Фассбендер) для проектирования ДНК ксеноморфа. С помощью синтетика из оригинального «Чужого» в лице криповой и не самой уместной версии омоложенного артиста Иэна Холма режиссер вводит своих героев во вселенную «Чужого». В ней ученые пытались превратить ДНК ксеноморфа в чудодейственное лекарство, способное улучшить людей и, вероятно, получить новых сотрудников для корпорации, однако в какой-то момент все пошло не по плану. Пробужденный монстр вырезал всю команду, отложил яйца лицехватов и превратил станцию в инопланетный улей. «Ромул» стал страшным результатом этой операции.

Седьмой «Чужой» безапелляционно самая динамичная и безжалостная к нервам зрителя часть франшизы. В фильмах Ридли Скотта космос представлялся местом гиблым, но удивительно тихим, ксеноморфы — таинственными детьми ночи, а главные герои — будь то Эллен Рипли или Элизабет Шоу (Нуми Рапас) — профессионалами своего дела. При этом синтетики всегда преподносились как трикстеры с серой моралью и личными интересами.

«Ромул» же переворачивает концепцию с ног на голову. У Альвареса космос, в лучших традициях Джорджа Лукаса, претенциозно громкий и безграничный, ксеноморфы умны и психопатичны, а персонажи действуют как настоящая семья, до последнего бьются друг за друга. Привычный вакуумный холод «Чужого» сменяет пульсирующая ярость, визуальное повествование «Ромула» — неразбавленный органический хаос в фокусе бесконечно суетливых камер.

Ксеноморфы-лицехваты врезаются в губы с агонистическим триумфом, выстраивают хитроумные стратегии и всячески претендуют на крайне интеллектуальную форму жизни. Помимо традиционной критики корпоративного капитализма, одним из лейтмотивов фильма вновь стала тема отношений человека и ИИ — в этой стороне сюжета ощутимо чувствуется влияние продюсеров Disney, которые даже в самом страшном хорроре века умудрились выстроить эмоциональную связь со зрителем. Такое положение дел абсолютно не в натуре каноничного «Чужого», но старую франшизу не воскресить, с этим просто надо смириться.

Самые придирчивые критики будут сравнивать «Ромула» с «Пробуждением силы» — реинкарнацией «Звездных войн» от Джей Джей Абрамса. Фансервис и правда иногда покидает пределы разумного, что, впрочем, все еще не делает «Ромула» плохим кино. Феде Альварес снял очень компромиссный фильм ужасов, который в равной степени пытается угодить всем, но в первую очередь нравится ему самому, что, вероятно, самое главное.

Поделиться
Авторы
Теги