В кино вышел «Ворон» — перезапуск фильма-легенды. Что не так с франшизой

. И почему над ней нависло вечное проклятие

Что не так с франшизой «Ворон» и почему над ней нависло вечное проклятие

Обновлено 23 августа 2024, 06:59
Билл Скарсгард в фильме «Ворон»
Фото: Lionsgate

Билл Скарсгард в фильме «Ворон»

В историю кинематографа «Ворон» вошел как проклятая супергероика: на съемках то и дело происходили странные события, апогеем которых стала трагическая смерть исполнителя главной роли Брэндона Ли. Однако странные вещи начали твориться с «Вороном» задолго до экранизации комикса Джеймса О'Барра 1994 года, и эта чертовщина продолжается по сей день.

Специально к перезапуску готической франшизы — «Ворону» с Биллом Скарсгардом и FKA Twigs, который уже идет в российском прокате — кинокритик и автор телеграм-канала «Што это было» Ксения Балюк разобрала мрачную историю франшизы и выяснила, сумела ли современная интерпретация разрушить проклятие.

Производственный ад

«Ворона» нового образца запустили в 2008 году, когда британский постановщик Стивен Норригтон, снявший за свою карьеру четыре фильма («Блэйд» — его рук дело), изъявил желание переосмыслить франшизу. К тому моменту по мотивам комикса Джеймса О'Барра вышло уже четыре ленты и сериал, но перезапускать культового «Ворона» не решался никто.

Алекс Пройас, режиссер оригинальной картины с Брэндоном Ли, отреагировал на заявление коллеги по цеху болезненно: он считал и считает до сих пор, что новые интерпретации способны запятнать память погибшего актера, а потому стабильно заворачивал любую попытку. Тогда проклятие, бросившее тень и на оригинального «Ворона» (мы к этому вернемся), вновь активировалось — Стивен Норригтон выбыл из проекта.

В итоге с 2008 года, то есть на протяжении почти 16 лет, над перезапуском «Ворона» кто только не работал — от Хуана Карлоса Фреснадильо (режиссер и сценарист «28 недель спустя») до Ф. Хавьера Гутьерреса (поставил «Звонки»). А роль Эрика Дрейвена перемеряли десятки актеров, включая «супергероев» Тома Хиддлстона («Локи») и Джейсона Момоа («Аквамен»).

В 2013-м, когда ходили слухи о том, что главного героя сыграет шотландец Джеймс Макэвой, автор комикса Джеймс О'Барр реагировал скептически. «Я думаю, реальность такова, что независимо от того, кто сыграет главную роль, или если вы пригласите Ридли Скотта стать режиссером и потратите 200 млн долларов, вы все равно не превзойдете то, что Брэндон Ли и Алекс Пройас сделали в первом фильме…» Кажется, он был прав.

Пройдя девять кругов производственного ада, в конечном счете «Ворон» достался Руперту Сандерсу, режиссеру киноадаптации «Призрака в доспехах». На главную роль утвердили Билла Скарсгарда. Если изучить интервью Сандерса и Скарсгарда, выпущенные в рамках промо к фильму, то можно заметить, что оба постоянно говорят о Брэндоне Ли. Более того, вряд ли вообще найдется хоть один материал без многократного упоминания актера.

Сандерс подчеркивает, что Ли навсегда останется синонимом «Ворона», а Скарсгард отмечает, что сыграть кумира детства — для него честь. Кстати, Чад Стахелски, близкий друг и одновременно дублер Брэндона Ли, заменявший актера на съемках после трагедии, считает Билла Скарсгарда хорошим выбором (он же в качестве режиссера снимал Скарсгарда в четвертом «Джоне Уике»). Что ж, Скасгард и впрямь хорош. Жаль, это не спасло картину.

Когда проклятие «Ворона» вступило в силу на самом деле

Отматывая на почти полвека назад, к моменту зарождения истории, становится ясно, что проклятие «Ворона» весьма закономерно. Рожденное в ярости произведение о мести (в этом смысле оно напоминает «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса), в котором автор пытается справиться с личным горем, не могло не повлечь за собой разрушения.

Все началось в 1978 году, когда 18-летний Джеймс О'Барр потерял возлюбленную по вине пьяного водителя. В попытке отрефлексировать случившееся молодой человек принялся за графический роман, но читателя нашел лишь спустя почти десять лет. В 1989 году «Ворона» выпустило независимое издательство Caliber Press, и комикс стал крупнейшим бестселлером за всю историю независимых комиксов вообще. Поговаривали даже об одноименном мюзикле с Майклом Джексоном.

Одновременно со стремительно развивающимися вокруг «Ворона» событиями в кинематографе зародилось ответвление супергероики, начало которому в том же 1989 году положил «Бэтмен» Тима Бёртона. Примечательно, что как раз к нему и отсылает слоган экранизации «Ворона» 1994 года Darker than the bat. Получилось и правда куда мрачнее, причем и в кино, и в реальности.

Стук донесся, стук нежданный
в двери дома моего:
«Это путник постучался
в двери дома моего,
Только путник –
больше ничего».

«Ворон», Эдгар Аллан По, перевод Дмитрия Мережковского

Все пошло наперекосяк с первого же съемочного дня. В Северной Каролине, изображавшей Детройт, случился несвойственный для этой местности ураган, повредивший декорации. Подъемная платформа задела электрокабель, в результате чего рабочий едва не сгорел заживо. Плотника ударило током. Декоратор проткнул руку отверткой. Каскадер сломал ребра. Без ясной причины загорелся грузовик с реквизитом. А 31 марта 1993 года прямо во время съемочного процесса Брэндон Ли получил смертельное ранение в живот.

Начало фильма — момент убийства Эрика Дрейвена и его невесты — снимали практически в самом конце. По завершении съемок Брэндон Ли тоже планировал свадьбу, но роковая пуля, выпущенная Майклом Масси из револьера 44-го калибра, разрушила планы. После «бутафорского» выстрела Ли не смог подняться на ноги — тусклое освещение не позволило сразу разглядеть, что актер лежит в луже собственной крови, вызванной застрявшей в позвоночнике пулей. Спасти Ли не удалось.

Масси, сделавший злополучный выстрел, пребывал в шоке. Не смотря на то, что его вины в случившемся не было (безопасный холостой патрон стал смертельным из-за застрявшей в стволе оружия заглушки), актер годами страдал от депрессии и считал, что смерть Ли — на его совести. От дополнительных съемок Масси, ясное дело, отказался. Так же поступили и другие коллеги. Проект заморозили.

Спустя пару месяцев тишины на «Ворона» вышел Miramax. Вайнштейны выделили дополнительный бюджет на пересъемки отдельных сцен, наняли новых сценаристов, и в мае 1994 года фильм вышел в прокат. При бюджете в $23 млн он заработал почти $100 млн— «смерть в прямом эфире» влекла зрителей, хоть и было понятно, что в финальной версии на экране «погибает» дублер. Словом, жанр кинокомикса никогда еще не был столь популярен.

Реинкарнация «Ворона»

После грандиозного успеха фильма Алекса Пройаса в историю «Ворона» крепко вцепились продюсеры всех мастей. В 1996 году вышел «Ворон 2: Город ангелов», в 1999-м — «Ворон 3: Спасение», в 2005-м — «Ворон: Жестокое причастие». Все, увы, неудачные. Возможно, к лучшему, что «Ворону 2037» дойти до производства так и не удалось. Кроме того, в промежутке между полнометражными картинами, с 1998-й по 1999-й, на телевидении показывали сериал «Ворон: Лестница в небо». Его съемки тоже ознаменовались трагедией — 15 августа 1998 года от черепно-мозговой травмы скончался каскадер Марк Экерстрим.

Однако если самостоятельные истории «Ворона» впоследствии не удавались, то оммажи к оригинальному фильму считывались в знаковых картинах следующих лет. Мрачный мир «Города грехов» и «Бойцовского клуба», кожаные костюмы Блэйда и Нео, грим Джокера (трагически погибший Хит Леджер вдохновлялся образом Брэндона Ли — его фотография висела в гримерке актера) — все это берет истоки в «Вороне».

По заявлению О'Барра, в «Убить Билла» Квентин Тарантино тоже использует в качестве основы одну из историй про «Ворона». The Crow: The Engines of Despair О'Барр сочинил после выхода фильма с Брэндоном Ли, в начале 1995-го, когда стало очевидно, что франшиза «Ворона» будет разрастаться.

Прямое продолжение — это последнее, чего хотел О'Барр, поэтому решил «что-нибудь сделать в совершенно другом направлении». Так, главной героиней стала убитая на собственной свадьбе женщина, которая вернулась, чтобы отомстить врагам. Студийные боссы Miramax отвергли «самку Ворона», зато в 2003-м выпустили похожую историю — О'Барр заявил, что невозможно поверить, будто «Тарантино или кто-то из его ассистентов не видели этого или не читали».

«Ворон» 2.0

И вот мы добрались до современности, когда Руперт Сандерс расширил и во многом переиначил оригинальный фильм. Если «Ворон» 1994 года дышал бескомпромиссной злостью и яростью, то аналог 2024-го нежен и неспешен (почти половина хронометража отдана развитию романа героев). Иногда даже кажется, что версии Алекса Пройаса и Руперта Сандерса базируются на разных источниках: до того разительны отличия.

Первый симпатизирует боевику, второй — мелодраме. В каноничном варианте разъяренный музыкант возвращался с того света исключительно ради мести: «Порой совершается такое зло, что душа не знает покоя, пока все не исправит». Новый Эрик преследует иную цель: в лимбе ему сообщают о возможности воскресить убитую возлюбленную, если только герой не подвергнет сомнению свою любовь. «Это не гнев. Это любовь», — комментирует его возвращение с того света мать погибшей героини.

Действие нового «Ворона» разворачивается сразу после смерти главных героев — годового перерыва между убийством и Ночи дьявола накануне Хэллоуина, как было в оригинале, нет. Зато самый яркий эпизод «Ворона» — финальная резня в концертном зале — красиво отсылает к роковой ночи через оперу Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол», сюжет которой вторит фильму. В опере рыцарь Бертрам склоняет своего младшего товарища Роберта подписать сделку с Дьяволом, за что оказывается в адской бездне. Примерно это же происходит и в фильме, не считая абсолютно безликого антагониста (Дэнни Хьюстон). Увы, финал историй будет иной.

Однако, несмотря на вспышки ультранасилия, новоявленному Эрику до жаждущего отмщения предшественника далеко. Билл Скарсгард дает ранимый и напуганный образ — он не всесилен, каким был Эрик Брэндона Ли, сомневается в себе, в своих чувствах и в реальности. Однако в этом несовершенстве и чуткости кроется и его притягательность — если страх, то оправданный, если драки, то реалистичные.

В остальном же реализм вряд ли идет фильму на пользу: депрессивный, залитый ливнями и населенный жуткими преступниками всех мастей Детройт превратился в рядовой город, в котором и дождей особо не бывает. Эффектных боев на фоне горгулий, оседлавших готические соборы, не ждите, облаченных в черное готов — тоже.

Конечно, дождь не может идти вечно, зато проклятие вечным все-таки бывает, и «Ворона» пора отпустить.

Купить билеты в кино
Купить билеты в кино
Найти сеансы «Ворона»
Поделиться
Авторы
Теги