Кто придумал школу и домашние задания: от древности до современной России

. Как в разные времена менялся подход к обучению детей
Обновлено 22 августа 2024, 15:53
Ученики 2-го класса московской средней школы № 110 на уроке мира в День знаний. 1 сентября 1983 года
Фото: Александр Лыскин / РИА Новости

Ученики 2-го класса московской средней школы № 110 на уроке мира в День знаний. 1 сентября 1983 года

Взгляд и подход к обучению детей менялся на протяжении тысячелетий. В древности образование было доступно лишь представителям высших слоев общества, тогда как в современности оно стало обязательным практически для всех, вне зависимости от происхождения.

В преддверии 1 сентября РБК Life рассказывает, кто придумал школу, когда это случилось, как создавалась ее современная модель и как появилась практика домашних заданий.

Кто придумал школу: история создания первых школ в мире

Школы появились еще в глубокой древности. Их можно назвать одним из условий возникновения ранних цивилизаций, так как для эффективной работы государственного аппарата требовалось все больше и больше образованных людей. Согласно одной из версий, первые учебные заведения возникли в связи с необходимостью чем-то занять стариков и детей, чтобы ни те, ни другие не были обузой для взрослого трудоспособного населения.

Подтверждением данной теории может служить тот факт, что само слово «школа» восходит к древнегреческой основе shole, которая в свою очередь означала «отдых от работы» или «праздное времяпровождение». У пожилых ораторов и философов, желавших поделиться мыслями и знаниями с молодежью, постепенно появлялась собственная аудитория, а со временем такие встречи переросли уже в организованные обучающие занятия.

Так или иначе, первые школы появились еще за несколько тысячелетий до нашей эры — в Древней Греции, Древнем Египте и Древнем Китае. Так, в Греции мальчиков обучали чтению, письму, математике, ораторскому искусству, а также уделяли большое внимание занятиям спортом, тогда как девочки познавали азы ведения домашнего хозяйства. В Египте образование тоже было в большом почете, однако получить его могли далеко не все, поэтому дети из низших сословий, как правило, наследовали ремесло своих отцов. При этом наиболее одаренных представителей знати отправляли в специальные школы при храмах под названием «дома жизни», где они посвящали себя наукам и изучению религиозных текстов. В Древнем Китае образование тоже было доступно лишь детям очень обеспеченных родителей.

В Средневековой Европе обучение почти полностью контролировалось духовенством. Монахи в школах при монастырях строили образовательную модель вокруг религии, однако также преподавали мальчикам благородного происхождения латынь, письмо, пение и арифметику. Девочек практически не обучали, хотя в отдельных случаях они могли получить блестящее образование благодаря частным репетиторам.

Кто придумал современную модель школы

Современная модель школьного обучения принадлежит чешскому гуманисту, просветителю, философу и писателю Яну Амосу Коменскому, который считается основоположником педагогики как самостоятельной дисциплины. В своем труде под названием «Великая дидактика», написанном между 1627 и 1638 годами, он сформулировал свои основные взгляды на подход к образовательному процессу. Именно он экспериментальным путем пришел к выводу, что урок должен длиться не более 45 минут, так как после у учеников наступает период утомления и им требуется отдых. Некоторые основные принципы, изложенные Яном Коменским, выглядят следующим образом:

  • Установка точных временных рамок и последовательности преподаваемого материала.
  • Разбивка учебного материала по классам, в которых должны обучаться дети примерно одного возраста.
  • Ученикам необходимо прививать мотивацию, интерес и стремление к новым знаниям.
  • Содержание обучения должно быть понятно не только учителю, но и ученикам.
  • Наглядность — золотое правило обучения. Ученики сами должны видеть, слышать и чувствовать то, что они познают.
  • Обучение должно начинаться с легкого материала с плавным переходом к более сложному.
  • Новый материал должен быть основан на предыдущем и закрепляться последующим.
  • Занятия должны быть распределены на весь учебный год, а ход каждого урока должен быть продуман самим учителем.
  • Знания и навыки учащихся нужно проверять при помощи повторения, упражнений и контрольных работ.
  • Ученики должны отвечать на каждом уроке, а учитель должен им помогать, если этого требует ситуация.

Как создавались школы в России

О первых подобиях школ в нашей стране известно еще с конца X века, когда после крещения Руси для распространения новой религии у государства возникла необходимость обучения населения грамоте. С появлением славянской азбуки первые школы открылись в Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске.

Школы в допетровскую эпоху

В русских школах XI–XV веков преподавали так называемые семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Сами школы выполняли не только функции учебных заведений, но и служили своеобразными центрами культуры, где переводили произведения иностранных авторов и переписывали рукописи.

Во времена татаро-монгольского нашествия образование на Руси пришло в упадок, однако с дальнейшим развитием Московского государства стал наблюдаться постепенный подъем его уровня. После окончания Смутного времени, к середине XVII века, в Москве открывалось все больше школ, созданных по европейскому образцу, где дети могли получить не только религиозное, но и светское образование.

Образование при Петре I

Новый виток развития образования случился при Петре I, по чьему указу в 1701 году в Москве открыли Школу математических и навигационных наук. В ней обучались молодые люди из разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет, которым преподавали грамоту, арифметику и геометрию. После окончания обучения представители низших слоев зачастую поступали на службу, тогда как юноши знатного происхождения продолжали образование в «верхней школе», где осваивали иностранные языки, астрономию, географию и навигацию.

Тогда же стали появляться профессиональные учебные заведения, готовившие металлургов, врачей, канцелярских служащих, химиков, артиллеристов и переводчиков. В 1714 году учредили первые цифирные школы, где упор делался на арифметику и геометрию.

Реформа образования Екатерины II

Стандартизация образовательного процесса и внедрение классно-урочной системы началось при Екатерине II. Кроме того, отдельное внимание уделялось беспризорным детям и сиротам, для которых в 1764 году построили специальный «Воспитательный дом», где воспитанников учили различным ремеслам и готовили к трудовой деятельности.

Наконец, в том же 1764 году императрица учредила в Петербурге Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало известно как Смольный институт. В нем обучались девочки и девушки от 6 до 18 лет, которым в зависимости от возраста преподавали широкий спектр дисциплин — от танцев и хороших манер до архитектуры и опытной физики.

Школы в России XIX века

В 1802 году Александр I учредил Министерство народного просвещения, главными принципами которого стали бесплатная основа начального образования, а также бессословность. Впрочем, она не распространялась на крепостных. При этом в первой половине XIX века количество начальных школ росло крайне медленно — в среднем в год их открывалось не более четырех.

Однако во второй половине столетия вместе с отменой крепостного права произошла целая серия реформ, охватившая все стороны общественной жизни, в том числе и образование. Именно тогда появилась стройная структура обучения, вводящая начальные, средние и высшие учебные заведения. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 года положило конец государственно-церковной монополии на просвещение. С тех пор открывать начальные школы разрешалось как общественным организациям, так и частным лицам под контролем местных властей. Что касается среднего образования, то наряду с мужскими гимназиями стали появляться и женские.

Школы в СССР

После Октябрьской революции 1917 года в стране началась национализация всех типов учебных заведений, в том числе и школ. Обучение в них стало бесплатным на всех этапах и общедоступным, а после реформы 1930-х — еще и обязательным. Тогда же были сформированы и унифицированы образовательные программы, под которые создали учебники.

В 1958 году обучение в средней школе сделали десятилетним. В середине 1980-х была введена привычная ныне одиннадцатилетняя школа.

Школы в современной России

Модель с 11 классами продолжают использовать и в современных российских средних школах, однако за последние годы в их системе произошел ряд серьезных изменений. Скажем, в 1990-х годах случился отказ от стандартной школьной формы советского образца, однако теперь в средних образовательных учреждениях ввели образец опрятного внешнего вида с белым верхом и темным низом.

Кроме того, для многих предметов стали доступны специальные тематические тетради с различной полезной информацией, помогающей в учебе. Появились новые методики, а иностранные языки стали преподавать начиная со второго класса. Родители стали более активно участвовать в образовательном процессе, а также получили возможность следить за успеваемостью ребенка благодаря электронным дневникам.

Кто и зачем придумал домашние задания

Идея домашнего задания в своей самой элементарной форме восходит к самым ранним цивилизациям. Например, в Древнем Египте и Греции ученикам предлагалось упражняться в письме и самостоятельно размышлять о пройденном предмете, чтобы закреплять знания, полученные от преподавателя.

Согласно одной из версий, «домашка» в современном виде появилась в начале XX века благодаря итальянскому педагогу Роберто Невелису. Учитель в качестве наказания начал нагружать дополнительными задачами учеников с низкой успеваемостью, а когда эта практика показала свою эффективность, то она стала обязательной для всех.

Среди главных преимуществ домашних заданий называют:

  • Развитие навыков тайм-менеджмента у ребенка. Для выполнения домашних заданий учителя ставят определенные сроки, благодаря чему дети учатся самостоятельно рассчитывать свое время и составлять расписание, что положительно влияет на самодисциплину и внутреннюю организацию. В дальнейшем эти навыки помогут в работе и других аспектах взрослой жизни.
  • Более глубокое изучение и закрепление пройденного материала. В школе ребенок, постоянно окруженный сверстниками, сталкивается с множеством отвлекающих факторов. Кроме того, ученикам порой бывает сложно усвоить материал за отведенные на урок 45 минут, поэтому домашние задания помогают им лучше понять тему и закрепить в голове сказанное учителем.
  • Развитие исследовательских навыков и умения искать информацию. Некоторые виды домашних заданий подразумевают, что ученик самостоятельно должен найти дополнительные сведения для их выполнения.

Впрочем, о целесообразности домашних заданий спорят на протяжении десятилетий. Противники этой практики среди главных минусов выделяют:

  • Снижение физической активности. Выполнение домашних заданий требует от школьника долгого просиживания за столом, что негативно сказывается на осанке и физической форме ребенка. Внеклассные занятия отнимают очень много времени, которое ребенок мог бы посвятить другим развивающим практикам, а также общению с близкими и друзьями.
  • Домашние задания могут быть очень сложными. В связи с этим дети «застревают» на том или ином упражнении, зачастую не получая должной помощи от родителей. Исправить ситуацию может только учитель.
  • Увеличение стрессовой нагрузки. Слишком большой объем домашних заданий может негативно сказаться на психическом здоровье ребенка, что в свою очередь может привести к падению общей успеваемости.
Поделиться