Где мы будем отдыхать в 2024 году: цены и направления

. Надежды на Китай, Минводы и новые отели в России
Обновлено 21 декабря 2023, 15:22
<p>Тунис</p>
Фото: Unsplash

Тунис

На носу уже 2024 год, и, несмотря на то что уходящий был не так щедр на события в туриндустрии, отметить нужно одно — после качелей и неопределенности с 2019 года в отрасли наметилась стабильность.

РБК Life вместе с экспертами туротрасли подвел итоги 2023 года и выяснил, к чему путешественникам стоит готовиться в грядущем.

Заграничный туризм

Турция не сдаст свои позиции

Турецкий берег и отели ОАЭ не уступят свои лидерские позиции, считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин. Первая может принять 7 млн туристов из России, включая тех, кто летит транзитом, а ОАЭ — свыше 1 млн. Свой рост продолжит Таиланд, который уже в 2023 году достиг допандемийных показателей и принял почти 1,6 млн путешественников из России.

«Международные путешествия восстанавливаются. В среднем рост по всем открытым странам в 2023 году составил от 15 до 30%, а в некоторых странах еще больше», — уточнил вице-президент РСТ.

В 2023 году расширилась география путешествий: больше стало возможностей для полетов в Египет, Венесуэлу, на Шри-Ланку, Мальдивы, Кубу, а также в страны Ближнего Востока, где, помимо Арабских Эмиратов, интерес у россиян вырос к Катару, Оману, Бахрейну и другим государствам.

Впрочем, география ваших путешествий может не ограничиваться странами Африки и Ближнего Востока. У вас есть уникальная возможность отправиться в любую точку мира вместе с сервисом МТС Travel. Участвуйте в розыгрыше в честь 30-летия МТС и получите возможность выиграть 500 000 руб. на яркое и незабываемое путешествие. Переходите на сайт 30.mts.ru и регистрируйтесь, чтобы получить возможность отправиться туда, где вы всегда мечтали побывать.

Реклама. Рекламодатель: ПАО «МТС». Erid: 2SDnjdARRbW. Срок проведения акции — с 15.11.2023 по 07.01.2024. Подробности об организаторе акции, правилах ее проведения, количестве призов или выигрыше по результатам такой акции, сроках, месте и порядке их получения — на сайте МТС.

«В этом году появилась перевозка в Тунис, Мьянму, Марокко. В конце года появляются рейсы на Маврикий, в Гонконг, на Хайнань (Китай). Мы очень ждем появления рейсов во Вьетнам», — отметил вице-президент РСТ.

Отрасль также ждет восстановления туризма в Индию, возлагаются надежды на Китай и Иран за счет безвизовых групповых поездок. Из новых направлений туроператоры ждут открытия прямой перевозки в Малайзию, Индонезию и другие страны Юго-Восточной Азии.

«Мы ставим задачей сохранить весь комплекс предложений, включая страны Европы», — поделился Горин, уточнив, что отрасль ждет расширения количества рейсов по всем открытым направлениям, так как от этого напрямую зависит стоимость путешествий.

Самолетная зависимость

За год международные путешествия в среднем подорожали на 40% — на кошельке туристов это заметно отразилось. Горин признает, что на это повлияло подорожание авиационных перевозок, однако одним из плюсов неожиданно стало увеличение стран с прямыми рейсами — с 34 в начале года до 41 к концу.

«При этом перевозка подорожала не только из-за нестабильности курсов валют и роста цен на авиационный керосин, но и из-за необходимости ввоза иностранных запчастей, так как основной флот в России — это «иномарки». На крыле сегодня 1165 самолетов, из которых 800 — самолеты иностранного производства», — рассказал Горин.

На формирование цен влияет еще один фактор — соотношение курсов валют. «Если в 2022 году было сильное укрепление рубля, то в 2023 году — сильное его ослабление, которое к концу года немного стабилизировалось и даже выросло на 10% после падения в среднем на 60%», — уточнил эксперт.

Добавьте к этому инфляцию. В той же Турции в 2023-м она достигала 80%, так что страна активно повышала цены. В России же инфляция составила 7–8%, но это также отразилось на ценах: «В этой связи мы полагаем, что международные путешествия в 2024 году подорожают как минимум на 7–10%. При этом нужно будет учитывать цены на авиационное топливо, продукты питания и курс рубля», — сказал Горин.

Фондовое влияние

В 2024-м стоимость зарубежных туров также может вырасти еще из-за ряда обстоятельств. Во-первых, осенью наступила ответственность туроператоров за невнесение данных в систему «Электронная путевка». «И хотя система номинально бесплатная для потребителя, но для туроператоров интеграция с ней требует инвестиций, которые потом закладываются в туры. Интеграция обходится в сумму от 450 тыс. до 2 млн руб., с оплатой дополнительным сотрудникам IT и экономического блока», — сказал Горин.

Во-вторых, в 2024 году заканчиваются отсрочки турбизнеса от взносов в фонды персональной ответственности. «Туроператорам из оборота нужно будет изымать 1% и вносить в фонд. Также турбизнес должен вносить средства в резервный фонд, предусмотренный при эвакуации, — объяснил глава РСТ. — Поэтому туроператоры находятся в ожидании нового закона о туризме и новых принципов регулирования отрасли, включая финансовое обеспечение и другие инструменты».

Туризм по России

Лидеры уверены в себе

В последние годы Россия становится на курс внутреннего туризма, который активнее набирает спрос как раз из-за внешних ограничений (дороговизна перелетов, преграды в оформлении). 2023-й стал тому доказательством: поездки по стране выросли за год на 8–10%. И на следующий год прогнозируется такой же рост.

Эксперты уверенны, что регионы-лидеры сохранят свой вес и турпоток. «Краснодарский край будет первым. На втором-третьем месте — Москва, за ней — Санкт-Петербург. На четвертом месте будет Крым, который хоть несколько и потерял позиции в этом году, но за последние три-четыре месяца восстанавливает динамику. В следующем году все будет зависеть от политической ситуации и безопасности туристов в Крыму», — считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин.

По его словам, на пятом месте будут набирающие популярность Кавказские Минеральные Воды. Однако санатории и гостиницы региона уже сейчас столкнулись с нехваткой мест размещения, добавил эксперт.

Медицинский вопрос

Проблемы с местами в Кавминводах происходят из-за медленных темпов строительства новых объектов, которые проседают отчасти из-за последствий ковидных ограничений, а отчасти из-за подорожания стройматериалов. Кроме того, наблюдается дефицит импортного медицинского оборудования — ранее не меньше 50% техники в российские санатории поставляли зарубежные компании.

«Турпоток в Кавминводы начал расти с 2021 года, и сейчас туристы вынуждены бронировать санатории за три-четыре месяца, тогда как раньше делали это за месяц-два. Путешествующие туда регулярно ставят рекорды. Так, буквально на днях пришел запрос на отдых в Кавминводах в декабре 2024 года», — рассказал Ромашкин, отметив, что по этому направлению не закрыть дефицит модульными отелями и кемпингами, чем увлечены многие регионы.

«В глэмпинг не поставишь аппарат МРТ или УЗИ. Тут и скорость строительства меньше, и затраты больше. В этой сфере требуются новые меры поддержки инвесторов», — указал эксперт.

Однако не только Минводам нужны новые места для размещения — сегодня все регионы России нуждаются в расширении отельной базы. «Логика Минэкономразвития инфраструктурная, и мы надеемся, что их вложения в «койки» как раз станут ключом к развитию внутреннего туризма. И вложение в строительство номеров позволит привезти сюда новых туристов в 2024-м и в последующие годы», — сказал вице-президент АТОР.

У туризма нет зонтика

«Туризм — это часть экономики, и он не может укрыться под каким-то зонтиком и сохранять цены в неизменном виде. Поэтому стоимость туров будет расти, поскольку дорожает основной для отелей и санаториев ценовой фактор — рабочая сила», — предупредил Ромашкин, добавив, что подобная ситуация наблюдается во всех отраслях. Кроме того, играет немаловажную роль тот факт, что зарплаты персонала составляют 50–60% всех затрат, и это сказывается на стоимости сервиса. Еще один фактор — продукты питания, которые тоже подорожали: «Туристов надо кормить, а продуктовая инфляция составила 12–15%».

И все-таки, по наблюдению Ромашкина, цены на туры путешественников в целом устраивают. «Это мы видим, исходя из спроса на 2024 год. Продажи идут лучше, чем осенью 2022-го, причем абсолютно по всем направлениям».

Если бы в 2024-м открылся хотя бы один аэропорт российского юга, еще лучше бы пошли продажи туров в южные регионы, добавил вице-президент АТОР.

«Мы были бы рады, если бы наше руководство нашло возможность запустить хотя бы краснодарский аэропорт. Это позволило бы туристам быстрее добираться до Анапы, Геленджика и даже Крыма, куда дорога бы составила всего пять часов вместо нынешних 19».

Поделиться
Авторы
Теги