Каким будет туризм по России через 30 лет: новые места, транспорт, услуги
. Не-Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракетРБК — 30 лет. В рамках юбилея мы решили не оглядываться на прошедшие годы, а, наоборот, посмотреть вперед. Это проект о мире будущего, который поможет ответить на многие вопросы и представить, что ждет человечество к середине XXI века.
«Давайте помечтаем… 2053 год. Вы прогуливаетесь по Тверской и говорите голосовому помощнику: «Что-то хочется в Анапу завтра». Уже через 30 секунд ваш смартфон забронировал вам все услуги, входящие в тур: перелет, трансфер, отель, экскурсии. Например, на основе прошлогоднего бронирования. Если вы хотите поменять отель, вы говорите об этом помощнику, и он бронирует другой отель с видом на море.
Подъезжает беспилотная машина и увозит вас в Шереметьево. Вы прилетаете в Анапу, вас встречает беспилотный автомобиль и везет в отель. Регистрироваться нет необходимости, потому что отель уже получил информацию от авиакомпании, что вы приземлились и едете в город. Дверь в номер распознает вас в лицо и открывается, система управления номером радостно приветствует вас по имени-отчеству и предлагает любимый апельсиновый фреш.
Поскольку номер — с доступом к социальным сетям, с вашего разрешения отель информирует друзей, что вы в Анапе, и расшаривает фото. Звучит музыка из вашего плейлиста. Захотелось вздремнуть? «Умные» окна немножко затемняются. Пока вы спите, «умная» кровать замеряет пульс, давление, фазы сна, будит вас в нужной фазе. Вы выходите в город, сервис-гид на вашем смартфоне проводит вам экскурсию по Анапе.
А пока вы в отъезде, ваша беспилотная «Тесла» в Москве по ночам «бомбит» на «Яндекс.Такси», а заработанные цифровые рубли сбрасывает вам в Анапу, чтобы было на что купить круассан. Домой вы возвращаетесь богаче, чем были до поездки. Боюсь, что такому туристу не потребуются ни турагенты, ни туроператоры».
Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР
Звучит утопично, да? С другой стороны, перенесемся на 30 лет назад, в 1993 год. Вы рассказываете там, как два дня назад отдохнули, допустим, уже в Сочи. А ваши собеседники делают круглые глаза буквально на каждом слове: билет можно купить не в кассе, а по компьютеру и без очереди? В санаторий попасть не по путевке, не по знакомству, а просто так? Такси вызвать заранее, приличное, да еще по фиксированной цене и по какой-то коробочке под названием «смартфон»? Ладно бы еще пейджер, поверили бы.
Зато, как и прежде, в дендрарий — толпы, лежак на пляже не достать, а над шашлычными висит ароматный дымок, и раздаются мотивы попсовых хитов. Ну хотя бы что-то неизменно.
Внутренний космос
«Многое поменяется за эти годы, но неизменным останется то, что люди точно не перестанут путешествовать», — считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
А вот как они будут это делать — уже другой вопрос. Ломидзе считает, что туристы начнут чаще путешествовать виртуально: в VR-очках, AR-реальности. «Сейчас в мире заметен вектор на оптимизацию, стремление уйти в свой мир и отдыхать без особого напряжения. Доля тех, кто будет использовать виртуальную реальность для путешествий, вырастет. И, соответственно, на этом может возникнуть бизнес. Кто-то захочет путешествовать по мирам, которых не существует, а кто-то — по реальным, но не тратить время и деньги на дорогу, проживание и общение с другими людьми», — сказала она.
Вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что к 2053 году у россиян появится больше свободного времени. Например, рабочая неделя все же сократится до четырех дней. «Это вызовет рост путешествий выходного дня, как это уже происходит сегодня на праздничные даты в феврале, марте и июне, когда можно отдыхать по три дня. Будем меньше работать — будем больше отдыхать», — сказал Ромашкин.
При этом, считает он, ожидания от путешествий останутся «по классике»: то, чего от них хотят последние 50–60 лет, будет и через 30: перезагрузка сознания, воссоединение с семьей, открытие для себя новых городов, лечение, экстрим. «Туристы консервативны и редко меняют свои предпочтения, а следующее поколение часто воспроизводит родительские паттерны отдыха и получения впечатлений», — пояснил Ромашкин.
«Безусловно, есть и другие виды туризма: гастрономический, винный, сельский, но их влияние на массовый туризм ограниченно, все они только в начале пути к настоящей популярности», — добавил он.
«Самый большой бум ждет промышленный туризм, он войдет в школьные программы. У нас активно развиваются заводы и фабрики. Они готовы показывать производство, а людям интересно это смотреть», — рассуждает Амалия Акопова, ведущая программы «Дома ХОРОШО!» на радио «Москва FM 92,0».
«Многие закрытые заводы, территории открываются для туристов, происходит это успешно, что классно, — говорит Акопова. — Пример — остров Русский во Владивостоке, Камчатка, города в Мурманской области».
А что же с поездками к звездам? Сбудутся ли мечты еще советских людей? Майя Ломидзе тут скептична: «В области космического туризма обязательно будет динамика, лидером станет Китай. У них для этого будет транспортная возможность. Космотуризм не будет массовым, но определенное место все же займет».
Телепорт к Японскому морю
Эмоции и паттерны не изменятся, но вырвутся вперед технологии, которые в туризме начнут развиваться с впечатляющей скоростью. Путешествия станут удобнее, комфортнее и безопаснее.
«Сейчас туризм — это все же определенные усилия. От них наступит усталость. Поэтому все, что касается платежей, возможностей быстро все забронировать и мгновенно получить услугу, возобладает на рынке», — рассуждает Ломидзе.
Ромашкин считает, что нас ждет также сокращение времени на дорогу: «Фактически массовый туризм возник в мире в 1960–1970-е годы с появлением дальнемагистральных самолетов. Еще позднее росту числа туристов способствовали лоукостеры, сделавшие путешествия еще доступнее».
По словам эксперта, уже сейчас необходимы скоростные поезда на юг, чтобы добраться до Черного моря из Москвы можно было за пять-шесть часов (вместо 25–40 часов).
«По аналогии тех же «Сапсанов» в Санкт-Петербург: четыре часа вместо привычных восьми позволили городу удвоить турпоток за последние десять лет», — указал он.
Путешествия на поездах никуда не денутся, вопреки прогнозам некоторых футуристов. Более того, из средства передвижения на курорт они станут самоцелью, как это случилось сейчас, когда РЖД стали предлагать все новые железнодорожные круизы вроде хитовых «Жемчужины Кавказа» или «К виноградникам у моря».
«А что, очень удобно: такой отель на колесах. С душем, туалетом, кондиционером, комфортной кроватью и, главное, — постоянно меняющимся видом из окна», — говорит Акопова.
«Нужно также быстрое развитие малой авиации (легкие самолеты, вертолеты, аэротакси) в труднодоступных районах, на охраняемых природных территориях. Хочется верить, что и дальняя авиация не остановится на нынешних 850–900 км в час. Россия — большая страна, мы хотим быть на Камчатке через два часа, а не через девять», — говорит Ромашкин.
«Уверена, что даже без сверхзвуковых самолетов Дальний Восток должен стать уже не таким дальним. Будет больше туристических предложений, не только от Приморья. Массовый турист откроет для себя Шантарские острова», — считает Амалия Акопова. По ее мнению, Японское море, которое в сезон по теплу не уступает Черному, станет популярным местом.
«Мы очень надеемся, что те ограничения в авиационной отрасли, которые сейчас есть, все-таки будут отменены», — говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
Он выразил надежду, что российская авиационная промышленность сможет полностью обновить флот уже в ближайшие пять лет отечественной техникой. Это те же Sukhoi Superjet 100, МС-21, Ту-214.
«Если до 2030 года у нас цель в два раза увеличить количество путешествий по стране, до 140 млн поездок, то в перспективе 30 лет их количество будет больше раза в три», — приводит цифры Горин. По его словам, если ранее доля перелетов по РФ у российских авиакомпаний была, как правило, не меньше 40%, а остальное составляли международные рейсы, то сейчас 80% — внутренние рейсы, а 20% — международные.
Дачники никуда не денутся
Горин также отметил, что отрасль уже смогла переориентировать полеты в обход Москвы — ключевого авиационного узла. «Сейчас самые развивающиеся хабы с точки зрения внутренних перелетов — Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Красноярск, Владивосток, Казань. Туристы теперь могут путешествовать по России, минуя пересадку в столице. За счет этого в том числе увеличилась на 20% доля внутренних перелетов. И она продолжит расти», — уверен вице-президент РСТ.
Ломидзе считает, что путешествия по своим, домашним, регионам станут еще популярнее. «Уже сейчас мы видим значительный рост интереса к коротким поездкам в свой или соседний регион, часто на личном авто. Такие путешествия недороги, их можно совершать несколько раз в год. Детям также комфортнее».
Сибири или Дальнему Востоку сложно собраться, чтобы лететь через всю страну искупаться в море или полечиться в санатории. Все эти услуги должны быть в регионе проживания. «Если нет моря — отдых у озера, у реки, в отелях с круглогодичной инфраструктурой», — указал Сергей Ромашкин.
Поэтому нельзя забывать и автотуризм. «Нужно развитие и создание платных магистралей, где можно на высоких скоростях передвигаться на личном автомобиле. У страны, которая обладает своими нефтяными и другими ресурсами, автотуризм будет прогрессировать. В ряде областей, в первую очередь в южных регионах, туристов на своих машинах уже 60% от общей доли гостей», — приводит статистику Горин.
«Но вот дороги за 30 лет точно не исчезнут, — шутят блогеры и организаторы путешествий Ирина Полежаева и Антон Константинов. — Все наши «буханки» и «Нивы», которые по меркам современного мирового автопрома кажутся простейшими, останутся. Потому что их починить можно гаечным ключом! А это крайне важно в условиях бездорожья и возможности забраться в дальние уголки, которые есть в нашей стране».
На море — но подогретое Белое
Майя Ломидзе считает, что топ направлений по России через 30 лет возглавит Санкт-Петербург. «Он все время обновляется. Там есть и пресная вода, и море. Это город, который заряжает. Москва при этом тоже будет в лидерах. Она останется обязательным и модным местом для посещения», — сказала она.
Она отметила, что вырастет запрос на места, где можно цивилизованно и комфортно отдохнуть (почти) в одиночестве. «Это может быть и тайга, но с инфраструктурой. А не проживание в палатке на болоте среди комаров».
Ромашкин считает, что сегодняшний топ-5 останется неизменным: Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Кавказские Минеральные Воды. «Каждый из этих регионов — лидер в своем виде туризма, и его отрыв от конкурентов очень велик».
Неужели новичкам тут не место? «Можно побороться за места с шестого и ниже. Дагестан, например, совершил прорыв в туризме. Последние два-три года показывают, что регион может расти на 20–30% каждый год и быстро войти в десятку самых популярных направлений», — говорит Ромашкин.
«В туризме есть мода, и она весьма изменчива, это как с ресторанами. Есть локации, и они «выстреливают». Например, сейчас все едут в Дагестан, а прежде была Юго-Восточная Азия, а еще раньше — Европа», — рассуждает путешественник Антон Константинов.
На вопрос, что делать другим регионам, которые пока не удостоились внимания массового туриста, Ромашкин ответил так: «Россияне ездят и будут ездить во все регионы. Но последним тоже нужно постараться: искать своего гостя, тратить деньги на продвижение и рекламу направления, достойно встречать гостей. Впечатлить их… Пусть туристов будет не миллион, но и Сочи сто лет назад был маленьким курортным поселком».
Ждем и открытия новых круглогодичных курортов на пяти морях, анонсированных властями к 2030 году: Каспийского прибрежного кластера, «Новой Анапы» и других.
И даже через 30 лет отпуск для многих все равно останется классической поездкой к теплому морю. Ромашкин уверен: пляжные регионы всегда будут в лидерах спроса, на них приходится больше половины поездок. Однако глава АТОР подчеркивает: если не произойдут катастрофические климатические изменения. Ведь потепление уже с нами. Тогда, возможно, на курортах, где сейчас комфортно, летом будет невыносимо жарко, и, допустим, через 30–40 лет в той же Анапе высоким сезоном станет осень. Или даже зима.
«Еще через 30–40 лет существенное значение будет иметь вода. Так что путешествия к источникам чистой и пресной воды, рекам и озерам, будут более распространенными, чем сейчас», — предположила Ломидзе.
«Уверена, что у нас наконец начнется история с парусным туризмом, как морским, так и речным. Изменится отношение к безграничным водным ресурсам, которые есть в нашей стране, но используются сейчас процентов на десять», — отмечает Амалия Акопова. Она предрекает развитие марин во всех крупных городах — как это сделано в европейских странах, «где это не развлечение для миллиардеров, а досуг для среднего класса, потому что семье отдыхать и передвигаться на яхте дешевле: это заменитель и отеля, и авто». Производство лодок уже сейчас налаживается в Нижнем Новгороде, Калининграде.
Это также, по ее словам, позволит открыть Русский Север, который пока «крайне недооценен». «Мурманск — да, про него многие слышали, он активно развивается как место для гастротуризма и охоты за северным сиянием. Но, например, есть тот же Архангельск, где аврору можно увидеть без охоты — просто из окна гостиницы, как случилось со мной», — говорит она.
Блогер и путешественник Марк Еремин предсказывает бурное развитие серфинга на Курильских островах и Камчатке. «Поедут туда кататься и иностранцы. Мне кажется, у Камчатки, с ее невероятной природой, есть огромный потенциал, чтобы стать мировым серф-спотом, да и сноубордическим направлением», — уверен он.
Турагенты против роботов
«Пока, честно говоря, ценник за туры по России, мне кажется, по многим направлениям слишком высокий», — говорит Антон Константинов. Станут ли путешествия бюджетнее?
«Те тенденции, что сейчас есть в строительстве гостиниц, кемпингов, быстровозводимых отелей, говорят о большой палитре по цене. Но доступными путешествия будут только тогда, когда будет доступная перевозка, которая сейчас составляет 50% от тура, будь то авиа- или железнодорожный билет. Во всем мире этот показатель не превышает 30%», — рассказал Горин.
Однако он отметил, что без государственной поддержки снизить цены будет затруднительно. «Это могут быть прекращенные сейчас программы субсидирования чартеров, развитие семейных тарифов», — указал он.
Условная Алиса или Siri в будущем вряд ли помогут найти недельный тур в Сочи в августе в пятизвездочный отель на двоих за минимальную сумму. И вообще, по-прежнему будут востребованы турагенты и личное общение, считают эксперты.
«Туризм — отрасль прежде всего персонализированная. В ней важны знания и умение составлять маршруты. Так что, несмотря на переход в онлайн, останется важной роль клиента и персонального тревел-менеджера», — уверен Дмитрий Горин.
«Если пять лет назад по России 90% путешественников ездили самостоятельно и только 10% обращались к туроператорам, то сейчас последняя цифра приближается к 30%. Туристы все больше доверяют полное путешествие туркомпании. Это происходит за счет интересных предложений по цене, логистике. Помимо популярных направлений туркомпании предлагают хорошие путешествия от Калининграда до Дальнего Востока на любой бюджет в течение всего года», — добавил Горин.
Не исключено, что через 30 лет новые технологии еще больше станут нам помогать: получать впечатления, но уже знакомые, и ездить по маршрутам — но в основном классическим. А вот пройдет ли массовая мода на поездки по России, которая во многом возникла спонтанно и вынужденно? «Не пройдет. Эта мода была всегда — и будет», — уверен Горин.
Амалия Акопова добавляет: «Из-за пандемии и санкций все мы серьезно ограничены. И те, кто путешествовал за копейки с рюкзаком по Европе и ЮВА, так и очень люксовые туристы, гонявшие в одни и те же паласы в Монте-Карло и на Комо. Но мы осмотрелись и поняли: страна у нас замечательная, красивая. И многие уже сейчас не стремятся переплачивать за заграницу. Так что внутренний туризм как был на пике, так и будет».